Главная » Туризм как наука » Конкуренция в туризме

Конкуренция в туризме

Конкуренция может иметь проявление в различных геопространственных уровнях. Зависимости от масштабности и направлений деятельности субъекта туристической деятельности в общеметодологической понимании существуют такие виды конкуренции, как глобальная (мировая), межнациональная, что оказывается между туристическими предприятиями группы стран или отдельного туристского региона за доступ к единым туристско-рекреационных ресурсов, расположенных на территории группы стран (например, Балтийское или Черное море, Карпаты), национальная (в пределах одной страны), региональная и местная.

Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между туристическими предприятиями, которые предоставляют одноименные услуги или предлагают одноименные туристические продукты, когда предприятия с более высокой производительностью труда получают лучший конечный результат финансово-хозяйственной деятельности. Эта конкуренция существует между предприятиями, выходящими на одинаковые видовые рынки и имеют одинаковое направление деятельности. Например, туроператоры на рынке внутреннего туризма или в одном из направлений международного туризма; турагентства, конкурирующих между собой потребителей определенного сегмента туристического рынка и др..

Межотраслевая конкуренция — это соперничество за лучшее вложение капитала, в результате чего происходит отток капитала из отраслей с низким уровнем дохода в отрасли с высокой рентабельностью деятельности. Этот вид конкуренции наиболее характерен для предприятий, в которых налажено сотрудничество с туристическими предприятиями и для которых предоставление туристических услуг не является основной деятельностью.

Сейчас много банков и страховых иностранных компаний активно привлекаются к туристическому бизнесу, что обусловлено как потребностями в дополнительных источниках получения прибыли, так и налаживанием более тесных контактов со своими контрагентами по хозяйственным операциям. Они могут открывать собственные турагентства, участвовать в разработке и эксплуатации автоматизированных систем резервирования мест в гостиницах, организации автопроката, подготовке и финансировании круизов и т.д.

Финансовыми источниками для создания крупнейших ТНК в туризме являются разнообразные крупные промышленные корпорации. Ярким примером проявления межотраслевой конкуренции может быть вхождения на туристический рынок с металлургической промышленности мощного в мире немецкого туристического оператора ТЕЛ.

Существуют различные организационные формы объединения туристических предприятий с предприятиями других отраслей: путем слияния капитала, кооперирования или в форме организации консорциумов.

Зависимости от типов рыночных структур различают свободную (чистую, совершенную), монополистической конкуренции и конкуренции на рынке олигополии. Как правило, на рынке туристических услуг предприятия работают в условиях монополистической конкуренции, которую можно охарактеризовать с помощью следующих признаков: ограничение во вхождении в отрасли предполагает наличие лицензии на осуществление туристической деятельности; большое количество предприятий, которые занимаются туристической деятельностью; разнообразный характер предлагаемых туристических продуктов, поскольку их сложно сравнить по структуре; ограничения в доступе к информации; потенциальная возможность дальнейшего развития рынка.

Тип конкурентной среды на отдельном региональном рынке или его сегменте обусловливает характер экономического взаимодействия предприятий между собой и их отношение к потребителям, определяет методы и степень конкурентной борьбы.

Видовая конкуренция — это конкуренция за одноименными услугами или товарами туристского назначения с различными потребительскими свойствами. Туристический продукт может включать в себя различные комплексы услуг: полное или частичное обслуживание, различные направления и виды туров (внутренние и международные, деловые и рекреационные), разный уровень комфортности перевозки и проживания туристов. Даже в рамках тура, например на теплоходе по Черному морю, потребительские свойства различных путевок зависят от уровня комфорта и размещение каюты.

Функциональная конкуренция — это конкуренция между взаимозаменяемыми услугами или товарами туристского назначения. Одним из проявлений этой конкуренции является предложение турагентствами туров в одном направлении с определенными одинаковыми условиями, например, по стоимости или продолжительности.

Другим проявлением является соперничество между предприятиями, которые предоставляют туристические продукты, относящиеся к различным видам туризма: турист выбирает тот или иной вид тура, предприятие или организацию, с целью организации поездки может обратиться к услугам турагентства или организовать ее самостоятельно; турагентство сотрудничает с различными туроператорами с целью организации туров и др.. Туристическое предприятие должно пытаться привлечь потребителей именно к приобретению туристических услуг (например, туристической путевки), а не каких-либо других товаров, поскольку потенциальный потребитель может оставаться в ранге потенциального и приобретать товары или услуги нетуристського назначения (провести отпуск на даче, приобрести вещь для домашнего обихода).

Развитие форм конкуренции является важным средством борьбы с монополизмом, инфляцией и спадом производства. Зависимости от методов, которые применяют предприниматели в ходе конкурентной борьбы, выделяют ценовую и неценовой конкуренции.

Ценовая конкуренция — это форма конкурентной борьбы, которая проявляется в изменении цен на услуги и товары. Она предусматривает предложение примерно одинаковых по составу и качеству услуг и товаров туристского назначения по более низким по сравнению с другими конкурентами ценам. Основным условием успешной ценовой конкуренции является постоянное совершенствование процессов обслуживания потребителей и производства товаров, повышение производительности труда, снижение затрат и на этой основе снижения цен.

Сейчас в странах с развитой туристической индустрией открытая ценовая конкуренция не действует. Снижение цен для активизации потребительского спроса применяется преимущественно в краткосрочном периоде на отдельные виды туров в несезонные периоды с последующим повышением цен в периоды повышения туристской активности по этим направлениям.

Добавить комментарий

Прокрутить до верха