Главная » Регионы » Казань » Айдар Метшин: «Мы, как система, заточены на то, чтобы прийти и наказать»

Айдар Метшин: «Мы, как система, заточены на то, чтобы прийти и наказать»

В Татарстане работников контрольно-надзорных органов обучают не кошмарить бизнес. Пока на примере сосулек и непослушных детей

«Мы ничего не можем сделать уже третий год, чтобы бизнес перестал говорить о том, что на него давят контрольно-надзорные органы», — заявила в Нижнекамске и. о. бизнес-омбудсмена РТ Венера Камалова. В столице нефтехимии сегодня проходит тренинг для контролеров: инспекторов учат мягко, но эффективно общаться с бизнесом. С аналогичными встречами тренеры прокатятся по всему Татарстану.

Айдар Метшин: «Мы, как система, заточены на то, чтобы прийти и наказать»

«просто логике не поддается, как это можно делать и для чего так поступать»

В Нижнекамске сегодня проходит тренинг «Эффективные коммуникации. Управление противостоянием» для инспекторов контрольно-надзорных органов. Аналогичные встречи уже прошли в Казани, а по районам работа только начинается — Нижнекамск стал первым в перечне муниципалитетов. Обучение проводит тренинговая компания совместно с аппаратом бизнес-омбудсмена РТ в рамках поручения президента Татарстана. Причина же затеи в том, что бизнес в республике не перестает жаловаться на прессинг со стороны контролеров. Поэтому их и решили обучить эффективному и правильному общению с предпринимателями. Тренинг продлится весь день, на открытие же его приехали мэр Нижнекамска Айдар Метшин и исполняющая обязанности бизнес-омбудсмена РТ Венера Камалова

«У каждого есть свои цели и задачи. Ваша — обеспечить выполнение требований закона, — обратился Метшин к слушателям, — Но с чем сталкиваются предприниматели? Мы сталкиваемся с тем, что это карательное направление, не профилактическое, не то, которое позволяет бизнесу, допустив ошибки, их исправить, а то, что направлено сразу на штрафы. Обращаю внимание, что это не проблема Нижнекамска — это проблема в целом системы взаимоотношений на уровне федерации. Это усугубляет бизнесу и без того сложный путь. Важно, чтобы посредством тренинга каждый из вас и из нас понимал, что мы должны менять и разворачивать ситуацию в другую сторону».

Мэр Нижнекамска не поленился в очередной раз озвучить привычную мантру о том, что проверки нужны не для штрафов, а для устранения нарушений. «Мы только что обсуждали пример на сосульках. Наступает период, когда они возникают и приходит надзорная структура. Она выписывает штраф, но не доводит до того, чтобы сосулька пропала. Штраф — вот ваша задача, но это неверно. Нужно, чтобы сосульки не было, и не обязательно через штрафы. Если предписания игнорируются и нарушения системны — это уже следующий вопрос. Но, к сожалению, мы в целом, как система заточены на то, чтобы прийти и наказать. Бизнесу и так тяжело. Мы видим вопиющие примеры, когда просто логике не поддается, как это можно делать и для чего так поступать. Надо ставить себя на место того, кого вы проверяете», — напутствовал обучающихся градоначальник.

Айдар Метшин: «Мы, как система, заточены на то, чтобы прийти и наказать»

Выступила и Камалова, предложив для начала всем улыбнуться. «У нас сегодня не проверка, и у вас сегодня не проверка. Я бы очень хотела, чтобы мы сегодня с вами смогли откровенно поговорить и поработать без купюр», — пожелала и. о. бизнес-омбудсмена.

«Вы — лицо государства. От вас идет импульс бизнесу о том, как вообще государство относится к малому и среднему бизнесу. Про крупный бизнес я не говорю. Мы с вами все понимаем, что там система четко выстроена и ходите вы туда по определенному порядку, и отношения сложились, — отметила Камалова, напомнив, что в рейтинге инвестиционной привлекательности Татарстан сохраняет второе место. — Не на первом — и это очень плохо, потому что Татарстан долгое время удерживал лидерство. Одна из провальных историй в этом рейтинге для нас — блок „Административное давление“. Мы ничего не можем сделать уже третий год, чтобы бизнес перестал говорить о том, что на него давят контрольно-надзорные органы», — с болью в голосе заявила преемница Тимура Нагуманова, вслед за Метшиным призвав аудиторию к профилактическим мерам вместо штрафных.

Однако, как оказалось, есть и обратная сторона медали — к слишком мягким инспекторам могут возникнуть вопросы уже со стороны антикоррупционных контролеров. «Мы все понимаем, что такое прокуратура и антироррупционное законодательство. Я понимаю, что иногда вам прокуратура бьет по рукам, антикоррупционные мероприятия тоже», — заметила Камалова. Насчет конкретных методов перехода на профилактические рельсы предложений ждут от самих контролеров, Камалова же со своей стороны пообещала поддержку инициатив как со стороны президента, так и со стороны прокуратуры.

Айдар Метшин: «Мы, как система, заточены на то, чтобы прийти и наказать»

«Потому что так положено, есть такие требования…»

На работу надзорных органов нижнекамский бизнес жаловался на тот момент еще бизнес-омбудсмену РТ Нагуманову не далее как в мае, причем инициирована тема была компанией «Рамус» — ведущим городским девелопером. Заместитель гендиректора «Рамуса» Людмила Зайцева тогда отмечала нерасторопность управления земельных и имущественных отношений и чрезмерную активность административно-технической инспекции, которая проверками выживает арендаторов из торговых центров ее босса Рафиса Мустафина. Другой крупный владелец торговой недвижимости Алексей Асанов жаловался на взаимоисключающие требования главного архитектора города Эмиля Сиразетдинова и его предшественника, ныне советника мэра по архитектуре Фирдависа Ханова. Китайский резидент местного ТОСЭРа компания «Камасталь» в лице директора Алевтины Кузьминой выражала недовольство тем, что отчетность приходится дублировать для разных ведомств, несмотря на электронный документооборот. Промышленники как раз тогда утверждали, что рекомендованных алгоритмов работы с бизнесом надзорные органы не соблюдают — штрафуют без предупреждений. Как итог, Метшин поразился обилию бюрократии в своей вотчине при всей раскрученности местного многофункционального центра.

И все же таким жестким недопониманием, как, например, в Набережных Челнах с их вечными претензиями к налоговой инспекции, бизнес и надзорные органы Нижнекамска не отличаются. В сентябре прошлого года на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» Нагуманов даже ставил город в пример другим муниципалитетам. «Там сегодня вопрос бизнеса для главы — номер один, — рассказывал Нагуманов о столице нефтехимии, — Он привлек эффективного менеджера по развитию бизнеса из Набережных Челнов — Радмира Беляева, который организовал на территории Нижнекамска активную работу с предпринимателями. Если вы у них спросите, что конкретно сделали, они часа три будут рассказывать! Эти практики надо изучать…»

Тем не менее, сегодня в зале собрали представителей всех возможных ведомств — налоговой инспекции, Роспотребнадзора, Госалкогольинспекции, ветеринарного надзора, местного управления минэкологии РТ, жилинспекции, пожарного надзора. Среди обучающихся как руководители, так и сами инспектора, которые контактируют с бизнесом непосредственно. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поговорил с некоторыми участниками, чтобы выяснить, чего они ждут от обучения.

«Мы умеем эффективно общаться именно по своей специфике работы. Но, может быть, сегодня какие-то новшества скажут, какие-то интересные моменты. Обучающие приезжают из Казани, может они поделятся каким-то положительным опытом. Как объяснять бизнесу, что устранять нарушения выгодно самому бизнесу? Как правильно до них донести?», — поделился надеждами начальник ОНД и ПР по Нижнекамскому району Рамиль Насибуллин.

Самой представительной делегацией, кстати, отличилась налоговая. Девушки и пришли на встречу первыми, однако конкретных ожиданий от мероприятия не было и у них. «Мы будем здесь обучаться стандартам сервиса, как правильно разговаривать с бизнесом. Можно и без этого, просто должен же быть правильный подход», — заявила одна из них. «Может, что-то новое для себя услышим и примем в работу», — добавила другая.

Всех участников тренеры поделили на две группы — налоговую и не налоговую. В первой половине дня инспекторы будут обучаться эффективной коммуникации и отрабатывать соответствующие навыки. Во второй части от них ждут уже предложений — как эту коммуникацию выстраивать на практике. Расскажут контролерам и про реформу контрольно-надзорной деятельности, в частности про «регуляторную гильотину». «Вы слышали про „регуляторную гильотину“?», — спросила тренер контролеров. «Про гильотину слышали, про регуляторную — нет», — последовал ответ. Суть же реформы с таким названием заключается в том, чтобы сократить число мешающих бизнесу законов. Об инициативе заявлял еще в начале года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Айдар Метшин: «Мы, как система, заточены на то, чтобы прийти и наказать»

Начало тренинга оказалось достаточно показательным с точки зрения понимания его идеологии. Тренер Диляра пыталась на примере ситуации с непослушным ребенком, которого заставляют убираться в комнате, выяснить — а зачем вообще нужен порядок? Переводя на реалии бизнеса, зачем вообще предпринимателю нужно соблюдать законы? Это выгодно — вот ответ, который до бизнесмена, по мысли тренеров, следует донести. Диляра попросила доказать ей, как непослушному ребенку, что порядок в комнате нужен ей самой.

— Почему подушка должна лежать именно на кровати? — спрашивает тренер.

— Потому что так положено, есть такие требования, — отвечают слушатели.

— Для чего они? Мне подушка нужна не на кровати, а вот прямо здесь. Мне так удобно!

В ответ же снова звучат слова про порядки и требования, про то, что подушка — это предмет для отдыха, а значит он должен лежать на кровати. Похоже, тренерам действительно есть над чем поработать. Уже в понедельник Камалова, по ее словам, доложит президенту о жалобах бизнеса на давление и выступит с требованием о расширении профилактической практики в работе надзорных органов.

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector