Главная » Регионы » Казань » «Дэрдменд был скрипкой, рвущей сердце, но в советские времена поэтов-эстетов не ценили»

«Дэрдменд был скрипкой, рвущей сердце, но в советские времена поэтов-эстетов не ценили»

Разиль Валеев вспоминает великого татарского поэта, происходившего из «класса угнетателей», но самого умершего в нищете, в день его 160-летия

«Кроме того, когда родной язык и литература изучаются всего лишь два часа в неделю, трудно довести до сердец учеников всю ее красоту», — сокрушается народный поэт РТ, многолетний депутат Госсовета республики Разиль Валеев. Тем не менее этим нужно заниматься, и имя Закира Рамеева — Дэрдменда — здесь стоит одним из первых. В последние годы татары буквально заново стали открывать для себя это выдающееся имя, которое было практически забыто за 70 лет советской власти.

И день и ночь
Грохочет море,
А паруса рвёт ветер злой.
Не превозмочь,
Не переспорить,
Несёт корабль к земле чужой. 

Волна нагрянет,
Её кручина
Швырнёт корабль страны родной.
Какая тянет
Нас пучина
И жертвы требует какой?!
«Корабль» Дэрдменд (перевод М. Зарецкого)

«Дэрдменд был скрипкой, рвущей сердце, но в советские времена поэтов-эстетов не ценили»

ДЭРДМЕНДА  НУЖНО БОЛЬШЕ ПЕРЕВОДИТЬ, НО ЭТИМ МОГУТ ЗАНИМАТЬСЯ ТОЛЬКО ПОЭТЫ ЕГО УРОВНЯ

К сожалению, и во время учебы в школе и в высшем учебном заведении наше знакомство с творчеством Дэрдменда (Закира Рамеева)  было ограничено. В годы нашей молодости он считался буржуазным поэтом, имя Дэрдменда отсутствовало в учебниках, а его стихи издавалась очень и очень редко. Но сейчас мы вновь стали интересоваться творчеством поэта и это радует.

Что отличает Дэрдменда от остальных? В нас живет такой стереотип, что поэт должен быть этаким бродягой, отстранившимся от мирских забот, живущим только стихами и их написанием. Может, так и должно быть, но литераторы никогда не ограничиваются лишь сочинительством. Они всегда жили и живут заботами страны, нации и активно участвуют в общественно-политической жизни страны. Таких примеров множество в мировой истории, возьмем Гете, который был государственным деятелем, или, к примеру, министра юстиции России Гавриила Державина. 

Вот и Габдулла Тукай писал о себе одному из коллег: «Я не только поэт, как ты. Я еще и дипломат, и политик, и общественный деятель». Но на самом деле и Дэрдменд обладал такими же качествами, даже еще в большей степени. Он был не только поэтом, но и щедрым меценатом. Происходил из богатой семьи, был предпринимателем, владел золотыми приисками, на которых работало около тысячи человек, обеспечивал татар и башкир работой, за все время своей деятельности сдал в государственную казну более пяти тонн золота. А, кроме того, строил школы, возводил мечети, библиотеки, медресе, издавал газеты и журналы, помогал другим поэтам и писателям издавать книги, был очень щедрым с широкой душой.

Что касается поэзии Дэрдменда, ее можно назвать изящной, это был поэт-эстет. Его стихи напоминают настоянные плетеные кружева, сделанные умелым мастером, в основе которых лежит судьба народа, человека. Думаю, что с годами творчество Дэрменда будет еще популярнее, думаю, что его нужно больше переводить, хотя такую изящную поэзию переложить на другой язык очень непросто, и этим могут заниматься только поэты его уровня.

Кроме того, он ведь был депутатом первого созыва дореволюционной Государственной Думы, то есть человеком, который ворвался в политику, переживал за судьбы страны, нации, защищал права татар и башкир Российской империи. Рамеев был человеком трагической судьбы, после Октябрьской революции все его богатства были конфискованы, и он скончался в 1921 году в нищете…

«Дэрдменд был скрипкой, рвущей сердце, но в советские времена поэтов-эстетов не ценили»

КАЖДОЕ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЕ — ЭТО НЫНЕШНЯЯ КЛАСССИКА

У нас много великих поэтов, начиная с Кул Гали, но Дэрменд занимает среди них особое место. У него не так много стихов, как говорят специалисты — порядка 700 строк, но каждое из них совершенно. Большинство знает его «Корабль», по смыслу похожее на знаменитый «Буревестник» Максима Горького. Дэрдменд в своем «Корабле», в этом небольшом стихотворении, сумел показать дух времени, предвидя  будущее страны. По сути, каждое его произведение — это нынешняя класссика.

Почему советские времена Дэрменд ушел на второй план? Многие годы его не издавали, даже Мажит Гафури в свое время говорил много отрицательного про него. Причина — советская пропаганда, он считался буржуазным поэтом и представителем этого класса, не вмещаясь в советские рамки. Особых нападков на стихи не было, но он же «угнетал трудящихся», вот основная причина опалы. Хотя, нет, критиковали и стихи, ведь произведения Дэрдменда не походили на творчество, например, Демьяна Бедного, напоминающее колокольный набат.

Я творчество некоторых литераторов сравниваю с музыкальными инструментами, есть похожие на флейту, которая щемит душу, есть похожие на скрипку, имеющую трагическое звучание и пробуждающую тонкие чувства, есть поэты — барабаны. Дэрдменд никогда не был барабаном, он был скрипкой, рвущей сердце и задевающей самые тонкие струны человеческой души. Возможно, его поэтому и не до конца понимали, в советские времена поэтов-эстетов не ценили и не выдвигали их на первый план. Больше уделяли внимания пролетарским писателям, воспевающим труд, поющим оду социализму, коммунизму. Рамеев не был в потоке таких поэтов.

Что касается отношений с другими поэтам, в частности, с Тукаем, то он им помогал, Дэрдменд издавал журналы «Шура», «Вакыт», помогал издательствам, был в тесной связи с деятелями культуры, науки. Тукай был остр на язык и было время, когда они обменивались поэтическими колкостями друг с другом. Но это все дело вкуса. Место, которое занимал Тукай, было другим, он был ближе к простому человеку, у Дэрдменда же вкус был более утонченный, он стоял ближе к искушенному читателю.

ИНОГДА ДАЖЕ УЧИТЕЛЯ НЕ ПОНИМАЮТ ВСЮ ГЛУБИНУ ЕГО ТВОРЧЕСТВА

К нам стали возвращаться забытые литераторы, например, Гаяз Исхаки, но они тоже возвращаются с большим трудом, потому что очень трудно вернуть народу тех, кого с ним пытались разлучить на протяжении 70-80 лет. Того же Тукая пытались по-разному называть, даже поэтом-атеистом, но от него не отворачивались, он был в учебниках, мы росли на этих произведениях. А Дэрдменда пытались от нас отдалить, и вернуть его обратно ой как не легко. В свое время мы и Галимджана Ибрагимова не изучали, и Хасана Туфана…

Несомненно, что произведения Дэрдменда должны изучаться в школе, начиная с начальных классов, так как у него есть много детских стихов, в средней школе, колледжах, высших учебных заведениях. Я не скажу, что его творчество сейчас не изучается, но не в должной степени, иногда даже учителя не понимают всю его глубину. Кроме того, когда родной язык и литература изучаются всего лишь два часа в неделю, трудно довести до сердец учеников всю ее красоту, имеющую тысячелетнюю историю. Кстати, детские стихи Дэрдменда такие трогательные, искренние, ощущение, что написаны ребенком, и поэтому должны лечь на душу детей.

Кроме того, в пропаганде поэзии большую роль играет музыка. Если стихи поэта будут наложены на музыку, то они быстрее дойдут до народа, посмотрите «Туган тел» Тукая. Многие знают «Шурале», «Пар ат», ведь некоторые произведения можно увидеть на сцене, многие легли в основу оперы или балета, поэтому для пропаганды творчества Дэрменда должны использоваться всевозможные инструменты искусства. Хорошо, что в этом году появился спектакль о поэте.

Но, например, для «Корабля» можно создать великое музыкальное произведение, да, оно наложено на музыку, но не так популярно. Можно было бы создать большое произведение, может мини-оперу, музыкальный мини-спектакль. У Дэрдменда стихи хорошо ложатся на музыку, они настолько изящны, что возникает ощущение — во время их сочинения у самого поэта в душе звучала музыка. 

Разиль Валеев

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector