Главная » Регионы » Казань » «Десятилетиями руководство города боролось с ларьками, с очень архаичной торговлей…»

«Десятилетиями руководство города боролось с ларьками, с очень архаичной торговлей…»

В Татарстане обсудили ренессанс ларьков и автолавок, который готовит ведомство Дениса Мантурова

Законопроект о нестационарной и мобильной торговле в правительстве РФ разрабатывался четыре года и получился настолько проработанным, что несколько «стеснил» интересы муниципалитетов. О том, во что может вылиться торговля с применением автолавок, мопедов и даже велосипедов икакие пожелания к новому документу выдвинули представители исполкомов РТ и предприниматели, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

«Десятилетиями руководство города боролось с ларьками, с очень архаичной торговлей…»

«ЧТОБЫ НИКТО ПОТОМ НЕ ГОВОРИЛ, ЧТО ГОСДУМА ПРИНИМАЕТ ПЛОХИЕ ЗАКОНЫ, А МЫ СТРАДАЕМ»

Круглый стол, посвященный разработке общих принципов и правил регулирования развозной и нестационарной торговли, прошел накануне в минпромторге РТ. Поводом для него стал федеральный законопроект на ту же тему, внесенный в Госдуму РФ в декабре 2018 года и сейчас готовящийся к первому чтению.

«Законопроект разрабатывался в недрах правительства РФ четыре с лишним года, его ждали, но после того, как он был внесен в Госдуму, вызвал широкий общественный резонанс», — рассказала журналистам зампредседателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Альфия Когогина. За бурным обсуждением в комитете последовало множество предложений и замечаний от субъектов РФ — от региональных уполномоченных, от самих предпринимателей. Поэтому до рассмотрения законопроекта в первом чтении было принято решение провести совещание на данную тему в Татарстане. «Чтобы никто потом не говорил, что Госдума принимает плохие законы, а мы страдаем. Поэтому я вам предлагаю: давайте вместе отточим законопроект», — призвала она.

Законопроект затрагивает множество сторон, поэтому в круглом столе принимают участие руководители исполкомов — часть из них присутствуют в зале, а часть подключены по видео-конференц-связи, обратил внимание вице-премьер правительства РТ — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов. Он заметил, что вопрос этот обсуждается давно и довольно активно и один из вариантов такого законопроекта был разработан в 2015 году, но из-за разногласий в ходе обсуждений так и не принят.

«В 2015–2016 годах у нас были бурные обсуждения и дебаты на разных уровнях — для того чтобы в условиях отсутствия федерального закона и определения развозной и нестационарной торговли решить хотя бы в основной части проблемы наших предпринимателей, которые в условиях правового вакуума не могли определиться с размещением, порядком», — напомнил Каримов. Тогда было принято постановление кабмина «об утверждении порядка размещения нестационарных торговых объектах на участках, находящихся в муниципальной собственности и неразграниченной земле», и на сегодняшний день схема размещения нестационарных торговых точек принята во всех муниципальных районах и округах РТ.

«Тем не менее до сих пор и справедливо поднимается вопрос о недостаточном правовом регулировании этой сферы, и есть еще много спорных вопросов», — подытожил Каримов, приглашая всех присутствующих высказываться.

«Десятилетиями руководство города боролось с ларьками, с очень архаичной торговлей…»

«ЗАКОНОПРОЕКТ ВЫЗВАЛ ОЧЕНЬ МНОГО ВОПРОСОВ У АРХИТЕКТОРОВ и МЭРОВ ГОРОДОВ»

От федералов на встрече присутствовал замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка минпромторга РФ Сергей Лобанов, участвовавший в разработке законопроекта. Он рассказал, что новым законопроектом в законодательное поле вводится понятие так называемой развозной торговли. Мобильные торговые объекты предлагается выделить в отдельную категорию, тем самым создав необходимые условия для развития мобильной развозной торговли, которая имеет ряд особенностей и преимуществ, отличающих ее от других форматов.

Как уточнила журналистам в ходе пресс-подхода Когогина, речь идет именно о развозной торговле — с применением автолавок, мопедов и даже велосипедов, на которых фермер сможет установить лоток и продавать свою продукцию. «С одной стороны, это расширяет права предпринимателей и позволяет больше производить и продавать свою продукцию. И, конечно, для нас как потребителей открывается поле для покупки свежих и качественных продуктов… Но, с другой стороны, очень много вопросов законопроект вызвал у архитекторов и мэров городов. Поскольку мы понимаем, что несколько десятилетий — например в Казани, других крупных субъектах — руководство боролось с ларьками, очень архаичной торговлей, которая портила облик города. Поэтому здесь мы должны прийти к консенсусу», — объяснила она необходимость проведения круглого стола.

«Законопроект предусматривает определение прозрачных правил предоставления мест, в том числе компенсационных, носящих долгосрочный характер — 5–7 лет, с правом продления их действия», — продолжил Лобанов. «Что касается распределения полномочий, за уровнями власти субъектов РФ — установление единообразных требований для региона: правил, процедур, учитывающих региональную специфику», — отметил он. Органам местного самоуправления необходимо будет устанавливать требования к внешнему виду, проводить торги на размещение объектов, заключать договоры. 

Представитель минпромторга РФ добавил, что от принятия законопроекта в правительстве ожидают совершенно конкретный реальный экономический эффект. «По нашей оценке, в течение нескольких лет может быть реализовано до 50 тысяч торговых автомобилей. То есть наш автопром получит вполне конкретный заказ на 80 миллиардов рублей на изготовление шасси. Не менее 60 миллиардов рублей, по нашей оценке, может стоить оснащение этих объектов оборудованием. Естественно, оно будет отечественным», — добавил он. Для функционирования мобильных торговых объектов возникнет потребность создать сопутствующий сервис — дополнительные автозаправочные станции, автомойки, шиномонтажи. По словам Лобанова, совокупные инвестиции в мобильную торговлю в правительстве оценивают в 220 млрд рублей.

«Получив долгосрочные горизонты планирования и твердые права, мы уверены, что будет произведена реконструкция 100 тысяч торговых объектов, которые сейчас существуют в стране, а также оцениваем возможность появления еще 150 тысяч. Таким образом, частные инвестиции в торговлю могут составить порядка 100 миллиардов рублей, может появиться 250 тысяч рабочих мест», — оптимистично перечислял представитель минпромторга РФ. Кроме того, появится дополнительный канал сбыта для региональных товаропроизводителей, и продажи сельхозпродукции могут вырасти на 4,5 млн тонн, на позитивной ноте завершил он свое выступление.

«Десятилетиями руководство города боролось с ларьками, с очень архаичной торговлей…»

«СЛЕДУЕТ ДАТЬ БОЛЬШЕ ПРАВ МУНИЦИПАЛИТЕТАМ И СУБЪЕКТАМ РФ»

Общаясь с журналистами, Когогина отметила, что законопроект получился чересчур детальным. «С одной стороны, мы всегда говорим, что законопроект должен быть не рамочным, а прямого действия. Но в этом случае он получился таким детальным, что, мне кажется, следует больше дать прав муниципалитетам и субъектам РФ. Пусть они решают, как им действовать в смысле мобильной торговли», — заметила она. По словам Когогиной, при подготовке критериев дошли до того, каких размеров должен быть лоток на велосипеде: «Я считаю, что это точно должны уже определить (какой будет данный лоток) в Казани».

Затем слово передали представителям муниципалитетов. Замруководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров отметил, что в Казани законодательная база по контролю за торговлей в нестационарных торговых объектах сформирована на уровне республиканских и городских нормативов и во многом схожа с рассматриваемым законопроектом. «Однако по некоторым его нормам мы предлагаем внести изменения», — обратил внимание он.

В частности, Шакиров заметил, что в 2018 году на территории города выявлено около тысячи незаконных торговых павильонов, из которых 500 демонтировано, а 350 расположено на территориях многоквартирных домов. «К сожалению, это пример сегодняшнего дня», — подчеркнул он, демонстрируя на слайде облепленный ларьками двор одного из районов города. Полномочия муниципалитета на них не распространяются, хотя санитарными требованиями размещение подобных объектов прямо запрещено, обратил внимание он. В связи с этим замруководителя исполкома предложил отразить в законопроекте прямой запрет на размещение НТО на территориях многоквартирных домов, а также внести в закон нормы, позволяющие демонтировать незаконные павильоны как с муниципальных земель, так и с частных земельных участков.

При этом Шакиров дал понять, что формат развозной мобильной торговли исполкомом поддерживается, однако требования к транспортным средствам, отраженные в законопроекте, не позволят органам местного самоуправления вести надлежащий контроль за их внешним видом. «В случае принятие существующего порядка городские и сельские территории могут заполонить грязные и старые автомобили, по ночам используемые как склады для товара, а днем — место незаконной торговли», — предостерег спикер. В связи с этим он предложил передать полномочия по выдаче свидетельства об осуществлении развозной торговли органам местного самоуправления — с возможностью установления правил и требований к мобильным объектам (собственно, то, о чем и говорила Когогина).

Вскоре к обсуждению присоединились представители других городов. «Коллега сказал, что надо спустить на уровень муниципалитета. А мы тоже задумались, что машины должны выходить проверенные. Вопрос — кто их будет проверять? Холодильное, в частности, оборудование», — риторически поинтересовалась замруководителя исполкома Набережных Челнов Наталия Кропоткина.

«Десятилетиями руководство города боролось с ларьками, с очень архаичной торговлей…»

«СЕЙЧАС МОЕЙ СВЕКРОВИ УЖЕ 60 ЛЕТ, И Я ХОТЕЛА БЫ ПРОДОЛЖИТЬ ДАННОЕ ДЕЛО ЗА НЕЙ»

Замруководителя исполкома Нижнекамского района Радмир Беляев в ходе своего выступления заметил, что у Татарстана имеется положительный опыт участия в данной истории — работа автолавок. Сегодня они обслуживают 26 сельских поселений, где нет стационарной торговли, и это оказалось эффективным с точки зрения как бизнеса (ежемесячный оборот — 600 тыс. рублей), так и жителей, которые не жалуются на нехватку тех или иных продуктов, рассказал он.

Но есть и негативный пример — перекупы, заострил внимание Беляев. «Ставят свои автолавки, которые в неопрятном виде. Пытаются продавать продукцию непонятного происхождения. Эту борьбу мы в муниципалитетах своими силами проводим, но она не всегда бывает эффективной, потому что мы не можем установить предпринимателя», — посетовал замруководителя исполкома Нижнекамского района. Никаких административных рычагов управления к таким бизнесменам нет — как только инспектор уезжает, они, разворачиваясь, возвращаются на то же место, констатировал он.

Последним вопросом, который поднял Беляев, стало размещение павильонов возле торговых объектов. По закону собственники земли имеют право устанавливать павильоны без согласования их облика с руководителями исполкомов. «И мы никак не можем их регламентировать. Этот момент хотелось бы в законопроекте отразить. Согласование внешнего вида все-таки необходимо осуществлять…» — обратился он к Лобанову. Любопытно, что представители бизнеса с Беляевым даже согласились… «Согласен с тем, чтобы управление архитектуры обязывало нас согласовывать внешний вид», — высказался один из присутствующих. 

«Десятилетиями руководство города боролось с ларьками, с очень архаичной торговлей…»

Последними выступили предприниматели. Владелица сети цветочных магазинов Анастасия Шевченко рассказала, что в законопроекте есть два момента, которые настораживают предпринимателей и снижают их уверенность в завтрашнем дне. «Во-первых, тут не разрешается передавать права родственникам. То есть здесь прямой запрет на передачу или уступку договора третьим лицам. Сейчас моей свекрови, владелице цветочного бизнеса, уже 60, и я хотела бы продолжить данное дело за ней, но законом это не предусматривается никак», — обратила она внимание. Как пояснила Шевченко впоследствии журналистам, раньше закон давал возможность оформить переуступку прав новому собственнику, а в новом законопроекте это напрямую запрещено. Лобанов объяснил это тем, что многие субъекты РФ высказались против. «Я не говорю о том, чтобы разрешить переуступку всем. Это, конечно, должна быть дотация. Потому что, как правильно говорили, кто-то может купить право аренды павильона под хлеб, переуступить его кому-то, и там будут цветы. Мы это наблюдали 5 лет назад. Но хотя бы ближайшим родственникам, на основании каких-то документальных подтверждений…» — предложила девушка.

Многие предприниматели попросили о возможности продления договора на более длительный срок, называя срок в 5–7 лет слишком маленьким и не дающим им уверенности в завтрашнем дне. Представитель компании «Арыш Мае», в частности, попросил заменить условие в 5–7 лет на неоднократное продление договоров, заметив, что предпринимателей пугает понятие временности.

«Возможно, для какого-то бизнеса это долгосрочная перспектива, но наша специфика в том, что, даже включая развитие собственного производства, затраты такие, что они не окупятся за 5 лет. То есть мы рассчитываем на 20–30 лет вперед. И без заключения договоров на более длительный срок — с возможностью неоднократно продлять — у нас просто нет шансов развиваться», — согласилась с ним Шевченко. Лобанов, впрочем, дал понять, что сам формат нестационарной торговли в целом не слишком предполагает долгосрочную перспективу и повлиять на это федеральный закон не в силах. Тем не менее озвученные пожелания, по его словам, будут приняты в работу. Есть вероятность, что при комитете Госдумы по экономической политике будет создана рабочая группа, в которую войдут члены Совета Федерации, чтобы детально проработать законопроект ко второму чтению и чтобы текст удовлетворял самые широкие слои предпринимателей, населения и управляющих, подытожил он.

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector