Главная » Регионы » Казань » «Единственный русский персонаж, а его партию поют татарин и итальянец»

«Единственный русский персонаж, а его партию поют татарин и итальянец»

Большой театр – наш! В оперной премьере «Путешествия в Реймс» Россини на главной сцене страны выступят сразу пять певцов из Казани

Настоящий «татарский акцент» получила ближайшая премьера Большого театра — опера «Путешествие в Реймс» в постановке итальянского режиссера Дамиано Микьелетто. В премьерных декабрьских спектаклях, на которые еще можно купить билеты в партер за 5 тыс. рублей, задействовано сразу пять солистов, имеющих самое непосредственное отношение к Татарстану. О российском дебюте в «хорошем оперном зоопарке» Россини тенора Рузиля Гатина и ожиданиях критиков от спектакля — в материале «БИЗНЕС Online».

«Единственный русский персонаж, а его партию поют татарин и итальянец»

ЕЩЕ ОДНА «ЗОЛОТАЯ МАСКА»?

Неожиданный  «татарский акцент» получила ближайшая оперная постановка на легендарной исторической сцене Большого театра в Москве. На этой неделе были объявлены составы певцов премьерного блока спектаклей, которые ожидают публику с 12 по 16 декабря. Так вот, «БИЗНЕС Online» обнаружил среди солистов сразу пять певцов, выходцев из Казани и Татарстана. В новой версии «Путешествия в Реймс» Джоаккино Россини примут участие знаменитая Альбина Шагимуратова (Графиня де Фольвиль), делающий карьеру в Италии тенор Рузиль Гатин (Граф Либенскоф), а также молодые штатные солистки труппы Большого театра — сопрано Альбина Латипова (Коринна) и две меццо-сопрано Екатерина Воронцова и Юлия Мазурова, которые разделят между собой партию Модестины.

Причем, что интересно, «Путешествие в Реймс» — отнюдь не рядовая премьера для главного оперного театра страны. Дело в том, что в последние годы руководство Большого часто критикуют за репертуарную политику, а также регулярное и далеко не всегда удачное сотрудничество с отечественными режиссерами, сделавшими себе имя в драматическом театре (Римас Туминас, Адольф Шапиро, Сергей Женовач и т. д.). Однако есть категория постановок, которые, напротив, становятся предметом для гордости директора Владимира Урина, обеспечивая и положительные отзывы критиков, и профессиональные награды. Речь о спектаклях, которые ставятся в копродукции с рядом зарубежных театров. Это довольно популярная в современном мире практика, помогающая организациям сокращать расходы без потери качества. Поэтому условные Ла Скала, Ковент-Гарден и Большой могут объединить усилия и один спектакль будет прокатываться по очереди в условных Милане, Лондоне и Москве, а декорации кочевать из столицы в столицу.

«Единственный русский персонаж, а его партию поют татарин и итальянец»

Последние два года «Золотую маску» за лучший оперный спектакль в России получали именно такие постановки Большого театра: в 2017-м «Роделинда» Генделя, в 2018-м «Билли Бад» Бриттена. Что интересно, и на этот раз фаворитом «Маски» выглядит еще одна работа Большого — «Альцина» все того же Генделя, блестящий спектакль Кэти Митчелл, сделанный в копродукции с фестивалем во французском Экс-ан-Провансе. Причем, что характерно для таких проектов, британка Митчелл даже не приезжала в Москву, здесь над спектаклем работали ее ассистенты, что никак не повлияло на конечный результат. Кстати, в номинации «Лучшая женская роль в опере» на «Золотой маске» представлены сразу три певицы из «Альцины», хотя здесь явным фаворитом выглядит Анна Аглатова, которая поет мадам Кортезе и в «Путешествии в Реймс».

Интересно, что такие спектакли, привлекавшие внимание критиков, обычно шли на новой сцене Большого, больше подходящей для оперных экспериментов и с традиционно демократичными ценами на билеты. Однако «Путешествие в Реймс» — постановка, сделанная совместно с операми Амстердама, Копенгагена и Сиднея, заявлена на исторической сцене, а на сайте театра остаются последние билеты на премьерные показы по 5 тыс рублей в партер.

«Единственный русский персонаж, а его партию поют татарин и итальянец»

РУЗИЛЬ ГАТИН: «КОНЕЧНО, ЗДОРОВО, ЧТО ТАК МНОГО НАС, РЕБЯТ ИЗ КАЗАНИ»

Пожалуй, наиболее интригующим для татарстанской аудитории выглядит участие в предстоящем спектакле выпускника Казанской консерватории Рузиля Гатина, который в последнее время успешно работает в Италии, осваивая репертуар бельканто. Интересно, что нынешний проект станет для него дебютом в классической опере в России, и сразу в Большом театре. О том, как идет подготовка к премьере, «БИЗНЕС Online» поговорил с самим Гатиным.

— Рузиль, как вы попали в проект Большого театра?

— Почти тоже самое, что и с Ла Скала. Едиственное, что я не прослушивался на этот раз. Агентство вышло на Большой театр, который как раз рассматривал претендентов на партию генерала Либенскофа, которая сама по себе такая необычная. Вообще в этой опере Россини сразу несколько персонажей, которые представляют какое-либо государство. Единственный русский персонаж — это генерал Либенскоф. А его партию поют татарин и итальянец (Микеле Анжелини). Вот такой достаточно интересный момент. В остальном — два состава, в основном, ребята из России с громкими именами и солидным опытом работы в серьезных театрах.

— Вас удивило такое большое количество певцов из Казани в спектакле Большого театра?

—  Это все очень интересно, причем я узнал составы буквально, когда приехал в Москву. И, конечно, здорово, что так много нас, ребят из Казани. Вообще, в Большом театре, как, наверное, и в любом российском оперном театре, очень много нас, татарстанских: и в балете, и в хоре.

— Мы прекрасно знаем, кто такая Альбина Шагимуратова. А вот с Альбиной Латиповой практически незнакомы.

— Мы, казанцы и татарстацы, не знаем ее только потому, что она сразу уехала учиться в Московскую консерваторию. Потрясающий голос, необыкновенная красота тембра, думаю, что национальность на это тоже повлияла. А что, татары — вторая по численности нация в России — почему бы и нет (смеется). Альбина Латипова, если не ошибаюсь, уже второй год работает в Большом театре, и у нее есть достаточно большое количество партий. Мы с ней давно знакомы, вместе пели в опере Зульфии Рауповой «Ак буре», которую ставили в Казани с оркестром Александра Сладковского.

— Вы видели записи нынешнего варианта «Путешествия в Реймс», которые уже шли в других театрах?

На YouTube можно увидеть тот вариант спектакля Дамиано Микьелетто, который был показан в Римской опере. И всем солистам отправляли «исходник» — амстердамский вариант спектакля. Это современная постановка с очень интересными режиссерскими ходами.

— Символично, что на родине в классической опере вы дебютируете именно в опере Россини.

Да, я в последнее время больше всего пою Россини. Эта музыка знакома для меня, с удовольствием ее исполняю. И, так получилось, что именно партия графа Либенскофа — самая исполняемая мной партия на данный момент. Я ее, дай бог, буду петь уже в третьем проекте. Впервые я спел в академии молодых певцов фестиваля Россини в Пезаро, второй раз буквально в сентябре–октябре этого года на севере Италии в Комо, Бергамо и т. д., был у нас тур — 8 спектаклей. И вот сейчас в Большом театре.

На самом деле это очень интересная опера, и не каждая опера может позволить себе такое количество солистов. Если брать Россини, то там, как правило, 6-7 основных персонажей, из которых трое-четверо главных: есть отрицательный герой, есть положительный, есть какая-то любовная пара. А здесь свыше 15 солистов, которые совершенно не делятся на каких-то главных или второстепенных персонажей. У каждого есть какие-то арии, большие дуэты, очень много ансамблей, где вообще используется 14 голосов. Один итальянский дирижер назвал «Путешестие в Реймс» «хорошим оперным зоопарком», в котором все время что-то происходит. Я считаю, что это один из шедевров Россини. Здорово, что это ставится в России, думаю, постановка будет интересна зрителям.

«У БОЛЬШОГО ТЕПЕРЬ ВЫБОР НЕ ВЕЛИК: ПАН ИЛИ ПРОПАЛ»

Опера «Путешествие в Реймс» была написана композитором Россини по случаю коронации короля Франции Карла X. Премьера состоялась в Париже в Итальянском театре 19 июня 1825 года в присутствии короля, спустя три недели после коронации. И тогда это произведение, героями которого являются аристократы и их слуги разных национальностей (англичане, немцы, испанцы, русские), съезжаюшиеся в Реймс на коронацию Карла X, воспринималось гимном объединенной Европе. Дирижером-постановщиком нынешнего спектакля выступил сам  главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев, режиссер-постановщик — титулованный итальянец Дамиано Микьелетто.

«”Путешествие в Реймс» — одна из самых ожидаемых премьер нынешнего сезона не только в Большом театре, но и на всей российской музыкальной сцене, — рассказал «БИЗНЕС Online» известный оперный и театральный критик Дмитрий Ренанский. — «Путешествие» для новейшей истории отечественной оперы — название знаковое: в 2005 году премьеру оперы Россини выпустил Мариинский театр — спектакль Алена Маратра вывел на сцену новое поколение артистов, выпускников мариинской Академии молодых певцов — так виртуозно и выразительно Россини в России не пели ни до, ни после». Интересно, что тогда в очередь с музыкальным руководителем постановки Валерием Гергиевым спектаклем дирижировал и Сохиев. ««Путешествие в Реймс» на долгое время стало визитной карточкой Мариинки — но Россини в нашей стране и по сей день не стал обязательным компонентом оперной репертуарной системы. Почему, в сущности, понятно: петь его, особенно не обладая навыками россиниевской школы, чудовищно сложно. Так что у Большого теперь выбор не велик: пан или пропал», — резюмирует Ренанский.

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector