Главная » Политика » Фазы критики развития туризма

Фазы критики развития туризма

Первая, наиболее ранняя, фаза критики развития туризма была связана с социальными причинами возможности путешествия представителей только привилегированной части общественных групп, а именно платежеспособного населения. По этой причине туризм стал привилегией немногочисленных представителей аристократических слоев, хотя, по мнению критиков XXI в., Он должен стать доступным каждому гражданину.

Совместными усилиями развитые государства преуспели в решении вопросов расширения доступа широких масс населения к туристского движения. В системе международно-правовых актов по регулированию туристической деятельности базовым документом стала «Всеобщая декларация прав человека», в которой статьей 24 закреплено важное в этом контексте положение: «Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск».

Вторая фаза критики развития туризма реально началась с публикации в 1958 г. книги Г. Энценберг по теории туризма [386]. В ней, как негативную тенденцию было определено массовый характер туризма, который стал приобретать таких черт, начиная с 1945 г. Термин «массовый туризм» определял не только количественные параметры туристских потоков (большое количество путешествующих), но, прежде всего, характер туристического предложения. Туристическая индустрия, как и промышленность, все в большем масштабе подлежала автоматизации, а потому стала предлагать туристические услуги массово, серийно и стандартизированными средствами. По этой причине как аналогия появился термин «туристическая индустрия», что подчеркивает промышленный, то есть массовый, а не индивидуальный характер производства и реализации туристических продуктов. Объективной реакцией на нерегулируемый рост масштабов туристической деятельности стало создание в 1975 г. международной институции-Всемирной туристской организации.

Главной целью ВТО согласно ее Уставу является «… содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей независимо от расы, пола, языка и религии».

Третью фазу критического анализа развития туризма начата Всемирной конференцией по туризму, проведенной ВТО (Манила, 1980 г.). В ее документах впервые определены аспекты негативного социально-экономического влияния туризма. Это положение касалось, прежде всего, негативного влияния чрезмерно большого объема туристских посещений развивающихся. По мнению участников конференции, для стран третьего мира туризм стал новой формой колониализма. Местное население вытесняли из своих коренных мест туристические концерны мирового уровня в результате осуществления инвестиционных проектов. Оказывались катастрофические последствия культурных конфликтов и криминогенные явления.

О четвертую фазу критики развития туризма ученые полемизируют с 1982 p., Хотя первоисточника критических взглядов, характерных для этой фазы, сформулированные еще в 1975 г. швейцарским исследователем мирового уровня, теоретиком туризма Дж. Криппендорфа. По его мнению, туризм обусловил коммерциализации гостеприимства, а вместо слова «гость» начали употреблять коммерческие термины «клиент» и «турист». Криппендорфа Дж. определил экономическую систему туризма термином «пожиратель ландшафта», подчеркнув таким образом огромную потребность этой отрасли во все новых территориях, туризм подвергает необратимым антропогенным преобразованием.

Правительства некоторых стран и некоторых международных организаций еще до 90-х годов XX в. занимались решением проблем, которые являются следствием негативного влияния туризма. К этим проблемам относятся: ухудшение ситуации на рынке труда эксплуатация детей и детская проституция; подрыв традиционных ценностей и культур; ухудшение состояния окружающей среды в посещаемых туристами местах, а также деградация природных экосистем.

Подобные неблагоприятные экологические последствия обусловлены хищнической эксплуатацией ресурсов, загрязнением окружающей среды и образованием большого объема отходов в результате развития инфраструктуры и объектов сектора туризма, функционирования транспорта, а также туристской деятельности. Так, доля воздушного и наземного автомобильного транспорта составляет на сегодня 85% всех перевозок. При этом особенно остро стоят проблемы выбросов в атмосферу С02 и разрушения озонового слоя. По оценкам экспертов подавляющее большинство разрушительного воздействия на атмосферу Земли в 2015 г. будет связана с авиационным транспортом.

Время признается, которые туризм приносит экономические выгоды общинам, которые принимают туристов, и может быть одним из способов уменьшения остроты проблемы бедности, сохранения природных ресурсов и культурной самобытности, а также обеспечивать другие блага, при условии что меры в этом секторе должным образом планировать и осуществлять с учетом долгосрочной перспективы.

Итак, четвертая фаза критических взглядов на развитие туризма отражала выводы ученых не только по социально-экономического влияния туризма, но и дополнялась экологической компонентой такого влияния. Формулировался комплексный системный взгляд на преимущества и недостатки растущего сектора туризма и формирования туристической индустрии.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector