Главная » Политика » Философия туризма

Философия туризма

Сама постановка вопроса о «философии туризма” требует разъяснения относительно его целесообразности и обоснованности. По нашему убеждению термин “философия” может корректно применяться только в условиях, когда с его помощью определенное явление (природное, социальное, ментальное) характеризуется в его мировоззренческом значении для человека и общества в целом. Именно таким образом в свое время возникли и “легализовались” словосочетание “философия природы”, “философия техники”, “философия медицины”, “философия жизни”. Впрочем, пожалуй, целесообразнее было бы употребление других определений – “философские проблемы” (техники, медицины, военного дела, биологии и т.п.). Современная социо-гуманитарная литература, прежде беллетристическая, демонстрирует и образцы полной “произвольности” применение слова “философия”: “философия информационной эпохи”, философия “защиты окружающей среды” третьей волны “”, “философия денег”, “философия бизнеса”. Маркетинг, – читаем мы, – “это философия бизнеса”, а не просто одна из функций предпринимательства. “Каждый понимает маркетинг как философию своего бизнеса”. Значительное распространение в литературе туристского назначения приобрело словосочетание “философия менеджмента”. Объясняя свое понимание этого термина, Д. Уокер отмечает: “Под философией менеджмента понимается доверие, отношения, ценности и поддержка действий, которые составляют условия способа развития туристских предприятий”. Из этого определения понятно, что в нем понятия философии подменяется характеристикой этических требований к работникам туризма, определению некоторых функциональных особенностей их профессиональной деятельности. Оригинальные соображения по поводу возможности и необходимости применить предикат “философия” до вполне земных дел представлены в многотомном издании Центра общественных наук и экономического факультета Московского государственного университета “Философия хозяйства”. В нем отмечается, что “Философия хозяйства” – это знание о реализации (ведение) хозяйства, то есть жизнь, с любовью и мудростью, причем любовь здесь находится на первом месте “[3,19].

Автор этого определения Ю. М. Осипову наступномуномери альманаха углубляет свой тезис: “философия хозяйства” – это, по его мнению, “вполне самостоятельное знания”, в котором хозяйство является объектом философских размышлений, что требует не просто философского подхода, а ” собственной философии “-” целостной философии “. Философия хозяйства имеет дело с метазнаниям, выясняет не только факты, но и вторичные и третичные смыслы (метасмислология хозяйственной жизни).

Отдельные авторы отмечают необходимость формирования “философского подхода” к максимальному удовлетворению потребностей туристов, пишут о “философию” их размещения в гостиничных комплексах. Всем любителям применения высоких понятий к довольно прозаических дел уместно напомнить предостережение талантливого английского философа средневекового времени, монаха – францисканца Уильямса Оккама – “сущности не следует умножать без необходимости” (“лезвие Оккама”). Примеров произвольного и совсем не обязательного употребления понятия “философия” немало. Оставляя такую произвольность на совести ее авторов, подчеркнем, что “назначение” философии в ее классическом и современном виде состоит в том, чтобы ее средствами и возможностями определять для людей смислоутворювальни ориентиры, тем самым привлекая их к миру мудрости, “сферы софийности”. Философия вырабатывает представление об общей, универсальную форму культурного богатства, выявляет и формулирует в теоретических концепциях и в виде сентенций, афористических обобщений инвариантные, “вечные” основы человеческого мироощущения, миропонимания и мироотношение. Актуальная задача философской культуры-осуществлять динамическое обоснование методологии поиска решений все более сложных проблем в мире, стремительно изменяется (“гераклитивський поток”), вооружать личность в ее поиске “новых смыслов” собственного существования. В том числе в новом мире туристских реалий, процессов, путешествий (туризм как “событие” и как “встреча”).

Современная философия как стиль мышления (философствования) стремится как можно плотнее приблизиться к массовому сознанию. Показательна в этом плане жизненно-практическая философия Б. Франклина – специфическая разновидность жизнеутверждающего индивидуализма (“философия делового человека”). Свидетельством актуализации практической “миссии” философии является также возрождение прагматизма (“гуманитарный неопрагматизм”), философского учения, которое, отвергая всякие претензии на абсолюты, стремится перенести в философское исследование критический И экспериментальный дух естественных наук, “провозгласив первенство интерсубьективних, социальных, общественных измерений опыта, языка и науки “[5, 107-108].

Указанная особенность новейшей философии объясняет тот факт, что диапазон применения философских определений к различным реалиям общественной жизни и человеческой деятельности существенно расширился. Особенно это касается такой области философской теории, как социальная философия. В этом контексте вполне правомерна проблема “философиитуризму” (или философские аспекты туризма). Она выступает как важная составляющая более общего теоретического образования теории туризма (“туризмология”) – специфической социо-экономической и социо-гуманитарной дисциплины. Вебкамера (туризмоведение) включает в себя, кстати, технологическую часть, которая имеет синтетический характер и характеризуется разветвленными межнаучных связями.

О необходимости разработки “туризмологии”, в частности, шла речь на Международном форуме АМФОРТ (февраль, 2000г.). Его участники-французские теоретики туризма Серж Перро и Жан Мишель Оэр-нер подчеркивают, что на форуме речь шла не только о различных подходах к теоретическим исследованиям туризма – “теоретические модели туризмологии”, ай одновременно и о том, что теория туризма должно способствовать развитию туристической индустрии . При этом отмечалось, что сама эта “индустрия” понимается широко – как социальная и индивидуальная деятельность, которая охватывает самые различные отрасли и формы общественной культуры.

Акцентированный интерес к теоретической рефлексии туризма споcтеригаеться в науке, начиная с 30-х годов XX века. В работах Небель, Фостера, Фарбера, Ризон мы встречаем осмысления психологических мотивов путешествий, знакомимся с соображениями относительно идеологической и исторической природы досуга. В 70-х – 90-х годах в развитых странах начинают действовать специализированные научно-исследовательские центры туризма, свет увидела целый ряд специализированных изданий – “Journal of Travel Reaserch”, “Annals of Tourism Reaserch”, “The Journal of Tourism Studies”. В Украину общетеоретические, т.е. туризмологични разведки одними из первых осуществили ученые кафедры философии и социальных наук Киевского университета туризма, экономики и права. В течение нескольких лет они исследовали различные теоретико-методологические особенности туризма, уделяя при этом акцентированную внимание именно философским его аспектам.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector