Главная » Политика » Исследования отношений термина “туризм” и понятия “странствования”

Исследования отношений термина “туризм” и понятия “странствования”

На необходимость исследования отношений термина “туризм” и понятия “странствования” обращает внимание и профессор М. М. Киселев. По его мнению, “туризм – это удовлетворение любопытства и неотделим элемент краеведения и эффективное средство адекватного формирования мировоззрения человека”, а “странствования – это знакомство с миром”.

Однако несмотря на всю важность выяснения терминологической значимости “языка туризма”, дело туризмоведения и прежде всего разработка философии туризма этим далеко не исчерпывается.

Одним из факторов, который стимулирует создание туризмологии является, по нашему убеждению, необходимость пересмотра традиционного понимания туризма как сугубо “индустрии путешествий и отдыха”. Предоставление этому пониманию “человеческого измерения”. А это, в свою очередь, предполагает упор на мировоззренческом, культурном, гуманистическом, познавательном, нравственном, эстетическом, коммуникативном значении туризма как специфического социального института и феномена общечеловеческой культуры. В этом аспекте главным объектом туризмоведения является не гостиницы, кемпинги, турбюро и агентства, а человек, который путешествует, – Homo viator. Путешествие – одно из ключевых понятий тезауруса туризмоведения: “род деятельности, который мы называем туризмом, включает в себя организацию путешествий и индустрию гостеприимства”. На методологическое значение понятия “путешествие” указывают и французские теоретики: “Так, как география приобрела единства на территории, туризмология должна найти свое единство в” путешествия “[6,80]. Но путешествие – это лишь одна из форм деятельности человека, проявление его образа жизни. Впрочем, человек, путешествующий (ученый, ученый, бизнесмен, паломник, отдыхающий, краинознавець, спортсмен-альпинист или молодой искатель приключений) – это не просто “потребитель туристского продукта”, который передвигается в пространстве и времени, а личность, которая в течение путешествий, поездок, походов приобщается к миру природы и культурных артефактов, к “ценностных галактик” других стран, народов, людей. Именно такая личность, по нашему убеждению, образует эпицентр философских рефлексий туризма. Именно личность, то есть индивид, способен не просто созерцать мир или потреблять его, использовать, в том числе в варварский способ (вспомним изуродованные лесные поляны после туристской “нашествия” выходного дня), а любоваться им, усваивать богатства природы и культуры, превращая приобретенные знания и впечатления в достояние собственной духовности .

Проблематика туризма в ее теоретико-методологическом аспекте в последние годы начала довольно энергично осмысливаться и разрабатываться украинскими специалистами. При этом следует отметить, что в поле внимания исследователей находятся точки соприкосновения туризмоведения с политологией, историей, экологией, социологией, правоведением, культурологией, этикой, религиоведением, антропологией, экономикой и маркетингом, педагогикой и психологией, географией и страноведением.

Структуру общей теории туризма образуют, в частности, такие разделы, как “история туризма”, “экономика туризма”, “социология туризма”, “педагогика и психология туризма” и т.п.. Аккумуляция теоретических разработок отечественных туризмологив представлена, в частности, в материалах I и II международных научно-практических конференций по проблематике туризма, проведенных на базе Киевского университета туризма, экономики и права (октябрь 1999 и октябрь 2001 года).

Особое значение для создания “туризмологии” имеет углубленная работа над терминологическим определением специфики феномена Туризма. Ведь это не только важное научное задача – “логос правит миром”, но и практическая потребность. Неразработанность понятийного аппарата, несогласованность терминов и определений, произвольность трактовок многих категорий существенно сказывается на содержании туристской статистики, официальной отчетности, которая должна аналитически отражать истинное положение туризма в Украине. Понятийная “прозрачность” и четкая, научная определенность относительно содержания профессиональной терминологии крайне необходима в деле нормативного обеспечения деятельности отрасли. На это обращают внимание все, кто профессионально причастен к туристской лексики.

Философия туризма, как и любая другая теоретическая рефлексия, стремится прежде всего выяснить сущность туризма в понятийный способ, представить ее категориально, концептуально. Это довольно сложно, ведь туризм настолько многостороннее явление общественной жизни, его невозможно однозначно определить. По своей природе туризм является мультидисциплинарным, многофакторным явлением. Его можно представить как цепь, который связывает такие понятия, как инфраструктура, гостеприимство, свобода передвижений, качество турпродукта, – от качества кухни, к качеству окружающей среды, подготовки кадров, транспорта, эффективности коммунальных служб, службы безопасности туристов. Туризм одновременно выступает как отрасль хозяйства, сложный межотраслевой комплекс, где формируется и реализуется туристский продукт, как вид экономической деятельности, как самодеятельность людей, их образ жизни, своеобразное хобби.

В наши дни туризм выступает как глобальное явление, динамика его развития впечатляет. Если в 1950 году количество туристов в мире насчитывала 25 миллионов, то в 1970 – 165, а в 2002 – 715 миллионов. По прогнозным расчетам в 2020 году мировое сообщество туристов насчитывать 1,5 миллиарда человек.

По определению Всемирного Совета по туризму и путешествиям (Барселона), современный туризм в его экономическом аспекте характеризуется как крупнейшая индустрия мира (3,5 трильона долларов США оборотного капитала), туризм – главный налогоплательщик, динамичная отрасль мировой экономики. С 476 миллиардов долларов прибыли и 2002 году туризм доказал свое значение весомого утворювача прибавочной стоимости, процветания и новых рабочих мест. Туризм – это и разветвленная социальная служба, которая предоставляет рабочие места сотням миллионов людей, это и система путешествий и экскурсий; это и форма рекреалогии, основанной на антропоэкологических парадигме. Туризм, далее, влиятельный инструмент “народноидипломатии”, важный фактор коммуникативной культуры.

Особо следует подчеркнуть, что туризм является общественной сферой гостеприимства, которая особенно отчетливо демонстрирует его сервисный, нетехнологично характер. Институт гостеприимства, кстати, один из старейших в истории человеческой цивилизации. Гостеприимство (Проксения – греческое) получила широкое развитие уже в древней Греции, в 78 античных государствах-полисах право и обязанность заботиться об иностранцах получали лишь знатные граждане – Проксен. Со временем гостеприимство превратилась в настоящую индустрию, в которой задействованы миллионы работников, которые обеспечивают гостиничный и ресторанный бизнес, быт, отдых и развлечения туристов, удовлетворяющие их разноплановые потребности и интересы.

Уже названных ипостасей туризма достаточно, чтобы охарактеризовать туризм как сложный многоаспектный социальный феномен, и одна социогуманитарная наука не способна полностью и исчерпывающе охарактеризовать его как исключительно предмет собственных исследований. Теория туризма (туризмология, туристская, туризмоведение) имеет в системно-структурном виде отразить феномен туризма, все его составляющие. Представляя туризм как духовное и социокультурное явление, как своеобразную проекцию многогранного бытия человека, выражение его общественной и духовной сущности, философия способна выполнять методологическую функцию относительно других наук о туризме, Обогащаясь в своем мировоззренческом и антропологическом смысле их научными достижениями.

Не будет преувеличением утверждать, что философия туризма постепенно приобретает определенную дисциплинарной автономии в рамках европейской тай мировой социальной философии. Втуризмологиииснуе круг проблем, которые анализируются только философскими средствами и о которых можно говорить прежде языке философских понятий – таких как развитие, истина, справедливость, свобода и ответственность – справедливо отмечает А. Зязюн. “Наибольшего внимания требует туризм в аспекте философской и социальной обусловленности его как” образа “и как” ценности “[10,21].

В философии туризма, безусловно, есть и собственная историко-философская традиция. Это прежде всего касается периода, когда туризм приобрел самостоятельное значение как специфическая отрасль индустрии, система организации путешествий, институт гостеприимства, что, в свою очередь, сделало появление первых научных обобщений такого феномена, как туризм. Но значительный интерес вызывает и и литература, в которой содержатся паративы (сказания, воспоминания, наблюдения) древних путешественников, “человека, который путешествует” разных исторических времен. “Становление историко-философской традиции осмысления путешествий и странствий”, справедливо считает профессор М. В. Цюрупа, “возвращение к истокам” – важный концепт философии и культурологии туризма.

Отражение явления туризма в специфический философский образ предопределяет то, что философия туризма выступает как своеобразная социально-философская феноменология. ее объектом является общество как “жизненный мир” человека, как источник ее культурного опыта, который она приобретает в результате коммуникативного действия с миром культуры, с опытом Другого и Других (интерсубъективность и мижсубьектнои коммуникация). Основная идея феноменологии – неразрывность и в то же время взаимная незведенисть сознания и человеческого бытия, личности и предметного мира, социума и духовной культуры своеобразно трансформируется в философии туризма. Большое значение в феноменологии уделяется проблеме значения, смысла, интерпретации. Все эти проблемы конкретно решаются в туристской практике, которая позволяет человеку понять окружающую действительность и расшифровывать смысловые основы культуры.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector