Главная » Общество » Как действовать при пожаре в большом торговом центре?

Как действовать при пожаре в большом торговом центре?

 действия при пожаре в большом торговом центре

Как должна быть устроена правильная система эвакуации

Почему эвакуация из торгового центра «Зимней вишни» была организована из рук вон плохо? Как вообще вести себя в случае подобных ситуаций? Обо всем этом рассказал пожарный с 40-летним стажем (брандмейстер попросил не называть своего имени).



– Как здание должно подготавливаться к безопасной эвакуации людей в случае возгорания? Какие требования предъявляются во время строительства?

– Чтобы эвакуация могла проходить безопасно, сначала должна быть подготовка к ней, а это закладывается конструктивными решениями. В каждом здании обязаны быть лестницы для эвакуации — одна основная, вторая запасная, они должны быть защищены от дыма и огня. Какого бы вида лестница ни была — с подпором воздуха или выходящая на наружные площадки, важно чтобы двери на ней плотно закрывались. На дверях должны быть доводчики и уплотнители, чтобы дым не проходил через щели внутрь лестничной клетки. Количество эвакуационных лестниц и выходов должно соответствовать количеству посетителей, которые пребывают на том или ином этаже или в здании в целом. Ширина лестниц и проходов определяется расчетным методом и закладывается еще во время строительства.

– А вдруг здание не соответствует этим требованиям?

– Его не должны принимать, нужно устранить все нарушения до того, как оно будет введено в эксплуатацию.

– Что должно срабатывать при пожаре или задымлении?

– Обычно, в таких зданиях срабатывает сигнализация и система оповещения. При этом оповещение должно быть слышно во всех помещениях здания.

– Сработало оповещение. Что потом?

– Для каждого здания разрабатывается план эвакуации и он должен находится на самом видном месте на этаже — стрелочками указан как основной маршрут, так и запасной. Если почему-то пройти к основному маршруту невозможно, должна быть и запасная лестница, по которой можно эвакуироваться.

– Кто это все обязан организовывать на месте?

– В торговых центрах обычно держат человека, который этим занимается. Если такой специалист отсутствует, то должен быть назначен ответственный за пожарную безопасность из числа администрации – или замруководителя, или специально обученный человек.

– Но не он же один имеет представление, что делать в случае ЧП?

– Разумеется, должны организовываться тренировки. Ясно, что с посетителями их проводить трудно, но хотя бы с администрацией и сотрудниками это делать нужно.

– Как часто?

– Периодичности установленной законом нет, по каждому конкретному объекту ее устанавливает руководство. Порой тренировки совмещают с пожарно-техническими учениями или занятиями подразделений МЧС. На таких тренировках выявляются все особенности здания и ошибки персонала — к примеру, что-то не сработало, кто-то не правильно открыл двери. Все это должно обнаруживаться и устраняться.

– Согласно предварительным данным, в Кемерово не сработала противопожарная система. Как она должна была сработать?

– Если установлена автоматическая система, прежде всего должны сработать датчики дымоулавливания, от них сигнал поступает на пульт, с него автоматически включается оповещение и пожаротушение — вода подается к месту задымления.

– Кто-то обязан проверять исправность данной системы?

– На каждом объекте подписываются договора со специализированной организацией, которая обязана заниматься их обслуживанием. Они обязаны приходить минимум 1 раз в год, проверять ее исправность и устранять нарушения. Но прежде всего отвечает за ее исправность собственник здания, который и обязан заключить эти договора и в дальнейшем спрашивать с обслуживающей организации.

Учитывая риск-ориентированный подход к проверкам, который в настоящий момент внедряется в России, на подобные объекты предпринимательства пожарный инспектор имеет право приходить с плановой проверкой раз в несколько лет. Однако есть одна оговорка: в случаях жалоб, найденных нарушений, может быть назначена внеплановая проверка. Как это происходит?

Тут все передано на откуп прокуратуры, которая определяет какие жалобы необходимо проверять, какие нет. Она и отдает поручения и инспекторы отправляются на объект вместе с представителем организации, от которой поступила жалоба. Если имеется грубейшее нарушение, необходимо его устранить.

– А если нарушение заметит, к примеру, посетитель торгового центра, куда ему обращаться?

– Он может пойти и в органы госпожнадзора и в прокуратуру. А дальше – в зависимости от надобности, принимается решение, надо или не надо проверять. Но я вам сразу скажу: обычный посетитель найти нарушения вряд ли сможет, тут необходим специалист, который разбирается в вопросах пожарной безопасности.

– Может, тогда необходимо местным властям какие-то комиссии создавать и проверять время от времени, все ли в порядке? Или это тоже будет считаться контролем, от которого государство уходит, чтобы не было дополнительного давления на бизнес?

– Это тоже контроль. А в настоящий момент, как вы и отметили, идет снижение количества проверок для снятия бремени с бизнес-сообщества. Все проверки должны быть обоснованными.

Инструкция для граждан: действия во время пожара в офисном здании

Изучить схемы, планы эвакуации – они находятся, обычно, на самых видных местах;

Не пользоваться лифтом — даже если имеется ввиду простое задымление;

Если оказался в дымовой завесе, нужно смочить платок водой и приложить его к носу, дышать через него. Так хоть все продукты горения окажутся у вас в легких. Однако это поможет в случае, если надо пробежать 5-10 м через дым, не более того.

Существуют еще специальные приспособления — самоспасатели. Если самоспасатель изолирующий — то есть, с маской и баллончиком, то его хватит на 15-20 минут, этого как раз достаточно, чтобы можно было пройти через задымленную зону и выйти в безопасное место.

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector