Главная » Регионы » Казань » Казанский автофорум: зарплаты у населения скромные, поэтому прорыва не будет

Казанский автофорум: зарплаты у населения скромные, поэтому прорыва не будет

Приход электромобилей тормозит дорожная инфраструктура, а экспорт российского автопрома буксует из-за сворачивания мер поддержки

В 2019 году рынок легковых автомобилей вырастет на 5%, а в 2020-м — на 3%, делились прогнозами участники стартовавшего вчера в Казани международного форума автомобилестроения TIAF. О планах КАМАЗа к 2025 году удвоить выпуск грузовиков, а также о запуске в «Алабуге» производства люксового «номенклатурного» авто Aurus — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Казанский автофорум: зарплаты у населения скромные, поэтому прорыва не будет

БЕЗ МИННИХАНОВА, КОГОГИНА И ТЕСТ-ДРАЙВА

На открытии V международного форума автомобилестроения РТ TIAF supported by Automehanika 2019 ждали президента Татарстана Рустама Минниханова, но он так и не появился, впрочем, как и главный автопроизводитель республики — гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. Правительство РТ поначалу представлял вице-премьер Рустам Нигматуллин, но после осмотра экспозиции он исчез, «отдуваться» за всех пришлось вице-премьеру РТ — министру промышленности и торговли РТ Альберту Каримову.

Выставка достижений автопрома вызвала смешанные чувства. Ярких новинок и прорывных технологий не было, а большую часть экспозиции оккупировали производители комлектующих. «Живые» автомобили привезли на выставку Ford-Sollers, Tatra, Foton, АвтоВАЗ и КАМАЗ. Но привычные тест-драйвы решили не устраивать — то ли пожалели топлива, то ли побоялись нарушить продолжающийся ход строительства «Казань Экспо». КАМАЗ ограничился тем, что закатил в павильон грузовик в цветах «КАМАЗ-Мастера». «В серийных грузовиках уже используются наработки дакаровских машин: собирающаяся в Челнах коробка ZF, пневматика», — рассказал газете «БИЗНЕС Online» участник гоночной команды Дмитрий Свистунов

В паре метров о преимуществах китайского Foton над отечественными грузовиками рассказывал заместитель генерального директора «Интехкрансервиса» Алексей Ивкин. 12 литров на 100 км — есть о чем задуматься. К тому же китайцы предлагают повышенный комфорт для водителей… Узнать о гибридной модификации LADA Vesta, которая должна ездить как на бензине, так и на газе, не удалось — у тольяттинского стенда не оказалось представителей автопроизводителя. Проблемы были и у занявших около половины выставочного пространства стендов китайских производителей — не оказалось переводчиков… Парочкой новых моделей шин (хотя мы знаем — их гораздо больше) отделалась «Нижнекамскшина». «РариТЭК» продемонстрировал свой газовый двигатель RGK, который сертифицирован для эксплуатации на компримированном и сжиженном природном газе… Казанский ГипроНИИавиапром, помомо всего прочего, привлекал внимание публики… мангалом, изготовленным в виде локомотива поезда.

Казанский автофорум: зарплаты у населения скромные, поэтому прорыва не будет

рынок на 70 мЛРД

На пленарной сессии Каримов рассказал о том, что автомобилестроение занимает около 10% от общего объема промышленного производства РТ, это порядка 70 млрд. рублей, на предприятиях автопрома трудится 46 тыс. человек. В 2018 году выпущено 53 тыс. грузовых и 23 тыс. легковых авто.

Флагман местного автопрома — КАМАЗ — произвел 36 тыс. грузовиков, из них 4 тыс. продано на экспорт, челнинский завод занимает долю в 42% на рынке производства российских грузовиков. Автогигант заключил крупные контракты на поставку в Москву сотен автобусов НЕФАЗ, а также электробусов КАМАЗ в Москву, которые уже встали на маршруты, подчеркнул Каримов. В 2019 году КАМАЗ начнет тестировать в перевозках по своей территории роботизированные транспортные средства  с автономным и дистанционным управлением. А в целом до нового года завод планирует довести экспорт до 6 тыс штук, а свою долю на рынке увеличить 45%.Совершенствованию производства поможет заключенный КАМАЗом, «Даймлер КАМАЗ Рус» и Минпромторгом России специальный инвестиционный контракт (СПИК) на 46 млрд рублей.

Представлять автогигант было поручено дважды победителю «Дакара», а ныне замглаве КАМАЗа по развитию и инновационным продуктам Фирдаусу Кабирову. «Мы в разные годы имели долю рынка от 41% до 71%», — рассказал он и посетовал, что при нестабильном рынке сложно вести бизнес. Впрочем, в планах — к 2025 году довести продажи до 73 тыс. штук по базовому сценарию (62 тыс штук — по консервативному), а выручку, соответственно, до 488-382 млрд. рублей. Операционная прибыль должна достигнуть минимум 9%, а возврат на вложенный капитал — до 14-15%.

Казанский автофорум: зарплаты у населения скромные, поэтому прорыва не будет

«Создается впечатление, что попадаешь в будущее…»

«Форд Соллерс» в 2018 году выпустил 34 тыс. авто. Каримов расхваливал три татарстанских завода компании. «Для нас большой проект — это установка производства автомобилей представительского класса Aurus, которое до середины 2020 года должно найти свою производственную площадку в ОЭЗ „Алабуга“», — делися планами министр. Напомним, Aurus это рыночное название машин проекта «Кортеж» — автомобилей класса «люкс» стоимостью не менее 10 млн рублей, на которые планируется пересадить всю верхушку российской власти. Серийное производство в «Алабуге» должно начаться с середины 2020-го, в год там будут выпускать 5 тыс. автомобилей. При этом Каримов ни словом не обмолвился о планах по закрытию заводов СП Ford-Sollers в Набережных Челнах, о чем ранее ходили разговоры.

«Даймлер КАМАЗ Рус» в 2018 году выпустил около 7 тыс грузовиков. «Создается впечатление, что попадаешь в будущее, но потом ловишь себя на мысли, что вот будущее  — оно здесь. Вокруг тебя порядка 100 роботов и современное инновационное оборудование!» — красиво рассказывала о своем заводе финансовый директор местного «Даймлера» Оксана Карахова. Она сообщила, что 2018 год стал для компании судьбоносным — на рынок выведено новое поколение грузовиков Mercedes Benz и  FUSO Canter. А всего с начала деятельности в Челнах, то есть с 2010 года, выпущено 30 тыс грузовиков.

Добавим, что автокомпонентов производители РТ выпустили на 45 млрд. рублей.

«Ожидать существенных прорывов не приходится»

Начальник управления отраслей экономики Аналитического центра при правительстве РФ Григорий Микрюков рассказал о положительной динамике покупки транспортных средств. Было зарегистрировано 1 630 тыс. легковых автомобилей (+11,9%), 112,1 тыс. легковых коммерческих авто (+3,9%), 82,3 тыс. грузовиков (+2,7%) и 13 тыс. автобусов (+10,7%). Но в будущем ожидается снижение темпа продаж. «По прогнозам Минэкономразвития на ближайшие 2 года, темпы роста ВВП и реальных зарплат населения довольно скромные, поэтому ожидать существенных прорывов не приходится, — предупредил чиновник. — По нашей оценке, в ближайший год рост рынка легковых автомобилей составит 5%, а в 2020-м — 3%», — поделился мыслями Микрюков. Аналитик отметил, что сократится и объем государственной поддержки на покупку автомобилей.

Не забыли и о модной теме электрического транспорта. Заместитель директора Департамента промышленной политики ЕЭК Дина Акпанбаева напомнила, что ряд российских производителей уже выпустил опытные образцы. Например, легковая разработка «АвтоВАЗа» способна проехать на одной зарядке 140 км, а цикл перезарядки займет 8 часов. Автобусы КАМАЗа и ГАЗа способны проехать без подзарядки 200 и 120 км. В России, Беларуси и Казахстане уже есть предприятия, которые обеспечивают большинством компонентов для сборки электромобилей. Огорчает то, что хотя предприятий, способных производить модули силовой управляющей электроники, в Евразийском союзе много, элементная база используется импортная.

Откровенно не готова к приходу электромобилей дорожная инфраструктура. Например, в 2018 году в Московском регионе было всего 200 станций для зарядки автомобилей, а вот во Франции еще в 2015-м их наблюдалось 400 тыс., а в США к 2020 году количество станций хотят довести до 900 тыс. Отсутствие значимых субсидий со стороны государства может существенно замедлить развития этого сегмента автомобильного рынка.

Казанский автофорум: зарплаты у населения скромные, поэтому прорыва не будет

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЭКСПОРТ УПАЛ

Директор по поддержке экспорта автомобилестроения и железнодорожной отрасли Российского экспортного центра Павел Бурлаченко рассказал о амбициозной задаче — к 2025 году увеличить экспорт российских транспортных средств в 3,1 раза — до $7,8 млрд. или до 400 тыс. автомобилей. В 2016-м экспорт составил $2,5 млрд, в 2017-м — $3,13 млрд., и, казалось, что все идет по плану, но в 2018 году он упал до $2,97 млрд. В стратегии развития экспорта было запланировано 14 инициатив. Однако на данный момент реализовано всего лишь три. Удалось оптимизировать таможенное законодательство, создать центр информационной поддержки и внедрена программа послепродажного обслуживания, но она через несколько месяцев была просто закрыта.

В 2019 году власти планируют перезапустить программы по поддержке развития систем послепродажного обслуживания за рубежом и сертификации на внешних рынках. Заработает льготное кредитование зарубежных покупателей, а также специальная кредитная программа для повышения конкурентоспособности российских производителей. Продолжится реализация программы Made in Russia, которая продвигает отечественные бренды. От Татарстана в ней участвует КАМАЗ…

И о «мелочах». В целом, создалось впечатление, что организация выставки не была продумана. Под конец дня большинство гостей задавалось простым вопросом: «А кофе где попить?» Две просторных столовых к вечеру не работали, а о вендинговых автоматах с бодрящим напитком в «Казань ЭКСПО» просто не слышали. Возможно, поэтому гости старались побыстрее отбыть в цивилизованную Казань, где можно было бы продолжить деловой диалог в более удобной обстановке.

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector