Главная » Регионы » Казань » «Когда Сладковского пригласили руководить оркестром РТ, понимали, что он сделает нечто выдающееся»

«Когда Сладковского пригласили руководить оркестром РТ, понимали, что он сделает нечто выдающееся»

Шостакович и Ростроповичи на фестивале им. Галины Вишневской в Казани

Концерт-открытие III международного оперного фестиваля им. Галины Вишневской одновременно ознаменовал собой начало нового, 54-го сезона Государственного симфонического оркестра РТ и 10-го сезона в Казани его художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского. О том, почему на этом концерте звучал Шостакович, за что просил прощения Сладковский у дочери Ростроповича и кто из татарстанских чиновников составил ей компанию в ложе ГБКЗ, — в материале «БИЗНЕС Online».

«Когда Сладковского пригласили руководить оркестром РТ, понимали, что он сделает нечто выдающееся»

«ДЛЯ МЕНЯ МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ БЫЛ ТЕМ САМЫМ СИЯЮЩИМ ОРИЕНТИРОМ»

«Очень важно, что мы открываем сезон именно в день рождения Шостаковича, одного из моих любимых композиторов, и играем то, с чем связана вся моя творческая жизнь», — писал Александр Сладковский в своем материале для «БИЗНЕС Online», где худрук ГСО РТ раскрывал секреты и фишки нового сезона. Открытие этого сезона — 54 для ГСО и 10 в Казани для Сладковского — было подготовлено в стиле маэстро особенно тщательно и концептуально. Во-первых, этот концерт стал открытием III международного оперного фестиваля имени Галины Вишневской, который организовал центр оперного пения во главе с его художественным руководителем Ольгой Ростропович. «В последние годы мы очень тесно дружим и общаемся с Ольгой Мстиславовной Ростропович. Это невероятный человек, который продвигает и не дает забыть о памяти папы и мамы — совершенно уникальной пары», — сказал Сладковский на пресс-конференции по случаю открытия сезона. У них с Ростроповичем и Вишневской давняя история взаимоотношений — в 1990 году великий музыкант вернулся в Россию «как рыцарь на белом коне», чем восхитил молодого дирижера Сладковского. «Для меня Мстислав Ростропович был тем самым сияющим ориентиром, человеком, чей портрет висел в моем кабинете всю жизнь», — признался он. Позже ему посчастливилось поработать со своим вдохновителем — в 2006 году Сладковский ассистировал Ростроповичу на проекте «Неизвестный Мусоргский» в Санкт-Петербурге.

«У меня оттуда сохранилась оригинальная партитура „Ночи на Лысой горе“, — признался худрук ГСО РТ. — С тех пор я дорожу этой совершенно уникальной рукописью. Я, как молодой дирижер, должен был ему ассистировать и с удовольствием это делал. К сожалению, Ростропович уже так тяжело болел, так что я продирижировал этот концерт, потому что он не него приехать не смог». Третий эпизод взаимоотношений для Сладковского самый важный. «В 2010 году, когда еще строился Дворец земледельцев, я приехал сюда смотреть площадку, потому что уже думал о том, где пройдет оперный фестиваль. И в этот момент мне звонит Оля Ростропович. За 2 месяца до этого мы договорились, что мы с Галиной Павловной — она в качестве режиссера, а я дирижера — ставить „Бориса Годунова“ в оперном центре им. Галины Вишневской. Это было по тем временам вообще не досягаемо — я, еще молодой дирижер, получил такое приглашение лично от Галины Павловны! Это было очень круто. Но когда я приехал в Казань и началась настоящая работа, я понял, что если я уеду отсюда на 2 месяца, не войдя в роль худрука, у меня не будет ни того, ни другого. И я вынужден был Галине Павловне отказать. Мне очень неудобно, что я ей отказал, но с этим приходится жить. Я чисто по человечески испытываю долг перед Галиной Павловной, я ей отказал в постановке, придя в Казань, и если мне предложили сделать вечер ее памяти…».

«Когда Сладковского пригласили руководить оркестром РТ, понимали, что он сделает нечто выдающееся»

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК! ВАМ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПОВЕЗЛО С ЭТИМ ДИРИЖЕРОМ».

Сама Ростропович об этом эпизоде говорит с легкостью. «С одной стороны, мы расстроились, а с другой — были безумно за него счастливы, потому что знали, что оркестр был не в лучшем состоянии, — рассказала она корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Мы понимали, что он из этого оркестра сделает нечто выдающееся, что и произошло 10 лет спустя. Мы видим результат и понимаем — он поставил оркестр на мировую карту. До Александра Витальевича никто не слышал об оркестре Татарстана. А сейчас его показывают по каналу Mezzo, он приезжает с гастролями в Европу — это же невероятно! Я не знаю ни одного другого регионального оркестра, который так ездил бы с гастролями и писал серьезные циклы на лейблах вроде Sony». В 2017 году худрук центра оперного пения им. Галины Вишневской пригласила ГСО РТ на фестиваль имени Мстислава Ростроповича в Оренбурге — Сладковскому предстояло продирижировать концертом Витольда Лютославского для виолончели с оркестром, который он написал специально для великого виолончелиста.

«Это очень сложное произведение! Я сказала виолончелистке Насте Кобекиной — стипендантке фонда Ростроповича, которая очень хотела сыграть этот концерт — сыграешь на фестивале только тогда, когда будешь абсолютно соответствовать тем исполнительским стандартам, которые задал Мстислав Ростропович. Будешь играть наизусть — будешь играть на фестивале. Она ответила: „Выучу“. Я подумала — какая наглая девица! Выучить это практически невозможно — папа играл наизусть этот концерт. А она выучила и сыграла. Но какой это стресс для дирижера! Ведь музыка — сложнейшая, и оступись солистка, потеряйся в этом… А Сладковский провел это провел абсолютно идеально», — рассказала Ростропович. Стоит отметить, что через год концерт Лютославского прозвучал в Казани на VIII международном фестивале современной классической музыки им. Софии Губайдулиной Concordia.

Ростропович добавила, что обратила внимание на нынешнего худрука ГСО РТ на фестивале ее отца в Баку, «потому что он действительно очень талантливый и работоспособный дирижер, все схватывает на лету. Удивительный человек! Вам очень сильно повезло с этим дирижером».

«Когда Сладковского пригласили руководить оркестром РТ, понимали, что он сделает нечто выдающееся»

СТИХИ ЛОРКИ И БАС ЧЕЛИДЗЕ

В программе концерта значились 2 произведения — Четырнадцатая и Пятая симфонии Дмитрия Шостаковича. На премьере 14-й солировала Вишневская, а Пятой дирижировал Ростропович во время своих гастролей в СССР как худрук Вашингтонского симфонического оркестра и когда вернулся в Россию после 12-летнего перерыва. «Я посчитал, что будет очень круто, если я свой 10 сезон начну с такой программы, — объясняет Сладковский, — Я бы с удовольствием сыграл Восьмую, я, может, даже больше ее люблю, но это очень знаково, осознанно для меня, а все, что я делаю, я делаю осознанно».

Четырнадцатая симфония посвящена теме смерти — насильственной, преждевременной. Она написана Шостаковичем для сопрано, баса и камерного оркестра на стихи Федерико Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, Вильгельма Кю­хельбекера и Райнера Мариа Рильке. Соответствует подборке трагических стихов и настроение музыки — скорбное, в диапазоне от сдер­жанно-сосредоточенного до глубоко трагического. Солировали в симфонии выпускники центра оперного пения им. Галины Вишневской — солистка Московского театра Новая Опера им. Колобова, лауреат первой премии V международного конкурса оперных артистов им. Вишневской сопрано Ирина Морева и дипломант VII международного конкурса оперных артистов им. Вишневской бас Гиорги Челидзе. Им в полной мере удалось найти баланс и гармонию с оркестром и маэстро, раскрывая подлинную эмоциональность и глубину вокальной составляющей симфонии. Богатое красками и чистейшее сопрано Моревой, глубина и плотность звука Челидзе убеждали в том, что школа Вишневской растит действительно выдающихся музыкантов.

Оркестр Сладковского же был удивительно стабилен и уверен в знакомом ему Шостаковиче — три года назад был записан бокс-сет всех симфоний и инструментальных концертов композитора, который был издан на фирме «Мелодия», удостоен высоких оценок критиков и был признан лучшим диском классической музыки в 2018 году по версии британского сайта об искусстве The Arts Desk. Звукорежиссер записи Владимир Рябенко рассказывал «БИЗНЕС Online»: «Я каждый день наблюдал, как у ребят горят глаза. Я ощущал их пассионарность и чувствовал, как они переживают важность момента. Знаете, когда музыканты думают о чем-то далеком, немузыкальном, это сразу отражается на звуке. А у этих музыкантов ни малейшей усталости не наблюдалось. Играли и мыслили они будто некий единый организм. В этом, мне кажется, и есть их главный секрет». Это чувствуется до сих пор — и хотя профессионализм и качество звучания оркестра Сладковского постоянно растет (хотя каждый раз кажется — куда еще?), сплоченность и в едином порыве преданность музыке остается неизменной. Эти качества присущи и самому маэстро, и, как в кристально чистом озере (правда, в случае с динамикой ГСО РТ впору сравнение с бушующей горной рекой), отражаются в его музыкантах.

«Когда Сладковского пригласили руководить оркестром РТ, понимали, что он сделает нечто выдающееся»

«ЕСЛИ БЫ ТОГДА ПОЕХАЛ К ВАМ, Я БЫ ВЕРНУЛСЯ В КАЗАНЬ ЕДВА ЛИ»

За исполнением внимательно следил как большой портрет Галины Павловны Вишневской в образе Тоски из одноименной оперы Джакомо Пуччини, так и ее дочь Ольга Ростропович в компании татарстанских чиновников — вице-премьера РТ Лейлы Фазлеевой и министра культуры РТ Ирады Аюповой. Также в ложе была заведующая галереей современного искусства ГМИИ РТ Эльвира Камалова. После необыкновенно мастерски исполненной во втором отделении Пятой симфонии (на пресс-конференции Сладковский признавался: «Если бы я записывал ее сейчас, я многое сделал бы по-другому…»), маэстро обратился к Ростропович и напомнил о приглашении поставить «Бориса Годунова», которое ему пришлось отклонить.

«У меня до сих пор камень на сердце, Ольга Мстиславовна, надеюсь, вы сейчас его снимете. 9 лет я живу с мыслью, что я отказал Галине Павловне. Если бы тогда поехал к вам, я бы вернулся в Казань едва ли, и сегодняшний вечер точно бы не состоялся. Я хочу сказать вам огромное спасибо за то, что вы так чтите память своих абсолютно гениальных родителей, личностей мирового масштаба, с которыми даже в таких формах приятно соприкасаться. Вы делаете фестиваль Ростроповича, сейчас вы сделали фестиваль Галины Павловны. И я счастлив сегодня играть для Галины Павловны, в ее память. Это огромная честь для меня», — признался Сладковский. «Когда Ростроповича изгнали из Советского Союза, друг семьи Леонард Бернстайн — великий пианист, композитор, дирижер — написал „политическую увертюру“, которую назвал „Слава!“ (в честь Мстислава Леопольдовича, естественно), — продолжил маэстро. — И я не могу сегодняшний вечер закончить драматическим пафосом, я хочу сделать это лирично, романтично и с юмором, что было всегда Ростроповичу очень присуще. Я хочу преподнести вам букет и сыграть „Славу!“, потому что здесь ее пока никто не слышал».

Вслед за речью Сладковского зазвучала та самая «политическая увертюра» — живая, забавная, со множеством юмористических украшений. Худрук ГСО РТ, а вслед за ним и музыканты получали невероятное удовольствие от исполнения, что было заметно невооруженным глазом — произведение было сыграно буквально на одном дыхании, легко, ярко и виртуозно. И совершенно неудивительно, что следом раздался шквал аплодисментов, и публика в едином порыве стоя благодарила оркестр Сладковского за невероятно эмоциональный вечер.

«Когда Сладковского пригласили руководить оркестром РТ, понимали, что он сделает нечто выдающееся»

ПУШКИНСКИЕ СТРАСТИ ОТ ЛАУРЕАТА КОНКУРСА ГЛИНКИ

Второй день фестиваля состоялся 27 сентября. К Моревой присоединились другие выпускники центра оперного пения Галины Вишневской разных лет — лауреат II премии XXVI международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки в Казани Станислав Ли, сопрано Екатерина Петрова и тенор Михаил Новиков. Вместе с ГСО РТ они исполнили программу «Опера-гала» — арии и отрывки из произведений русских и зарубежных композиторов — Чайковского, Прокофьева, Верди, Пуччини, Чилеа. За дирижерский пульт поднялся итальянец Марко Боэми, который работал с Лучано Паваротти и Анной Нетребко. Этому дирижеру не требуется палочка — он вполне уверенно обходится только руками, которыми и управляет оркестром.

Одним из самых ярких номеров концерта стала заключительная сцена из оперы «Евгений Онегин», в которой солировали Петрова и Ли. Казанская публика увидела почти концертное исполнение оперы — на сцене ГБКЗ кипели пушкинские страсти и бурлили чувства, а вокалисты полностью перевоплотились в Онегина и Ларину. Их голоса превосходно дополняли друг друга, сливаясь в гармоничное единое целое с высокопрофессиональным оркестром, имеющим большой опыт работы с самыми звездными вокалистами.

«Когда Сладковского пригласили руководить оркестром РТ, понимали, что он сделает нечто выдающееся»

Следующий концерт ГСО РТ состоится в Альметьевске 14 октября — там ГСО РТ и известная оперная вокалистка Альбина Шагимуратова исполнят оперные и романсовые хиты. 30 октября в Казани прозвучит «Смерть и просветление» и «Четыре последние песни» для сопрано с оркестром Рихарда Штрауса, а также Пятая симфония Густава Малера. «Это наша репертуарная симфония — фантастическая, одна из моих любимых среди малеровских. Почему очень важно сыграть Пятую симфонию? Потому что в Москве концерт будет записан и потом будет транслироваться на Mezzo TV. Мы давние партнеры с этим потрясающим французским каналом, и благодаря очередной записи Татарстан вновь покажется в этой ветви музыкальной культуры, ведь канал транслируется на весь мир», — говорил Сладковский.

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector