Главная » Регионы » Казань » «Куплю там, где не воруют? Я вас умоляю!»: чем отзовется арест Карлоса Гона?

«Куплю там, где не воруют? Я вас умоляю!»: чем отзовется арест Карлоса Гона?

Расклеится ли крупнейший альянс автоконцернов, в который легендарный топ-менеджер закатил АвтоВАЗ?

Второй день подряд рушатся котировки крупнейших автоконцернов мира — Renault, Mitsubishi и Nissan. Причина — арест Карлоса Гона. Задержанный за налоговые махинации на 38,9 млн евро, глава альянса гарантированно потерял свои посты в Nissan и Mitsubishi; Renault о своем решении пока молчит. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что мировой автоскандал на российском рынке не скажется, не изменится на нем и доля трех автоконцернов.

«Куплю там, где не воруют? Я вас умоляю!»: чем отзовется арест Карлоса Гона?

НАЛОГОВЫЕМАХИНАЦИИ «УБИЙЦЫ РАСХОДОВ»

Накануне вечером котировки компаний, входящих в альянс Renault–Nissan–Mitsubishi продолжили двухдневное падение, начатое 19 ноября, в день ареста Карлоса Гона. Напомним, один из самых известных в отрасли топ-менеджеров добровольно явился в прокуратуру Токио с повинной и был задержан. В тот же день Nissan Motor Co распространило пресс-релиз, из которого следовало, что компания несколько месяцев вела внутреннюю проверку в отношении Гона и еще одного задержанного — директора по работе с клиентами Грега Келли. Основанием для проверки послужил доклад информатора концерна, из которого следовало что Гон годами подавал заведомо ложные данные в Токийскую фондовую биржу о своей зарплате, значительно занижая ее с целью уклонения от уплаты налогов. Реальные доходы разошлись с задекларированными на €38,9 млн.

Уроженец Бразилии, Гон в 1974 году окончил химический факультет Политехнической школы в Париже, а в 1978-м — Высшую горную школу. В 1978 году он работал в компании Michelin, возглавляя бразильское и североамериканское подразделения, затем перешел на должность гендиректора по производству легковых шин и шин для легких грузовиков. В декабре 1996 года Гон с поста исполнительного вице-президента Renault начал победное шествие в качестве автомобильного кризис-менеджера, через 2,5 года он был переведен в Nissan на должность директора по производству, затем стал президентом компании и генеральным директором. С 2005 года Гон также занимает должности президента и гендиректора Renault. Так один человек в роли руководителя трех автоконцернов стал фундаментом, на котором был построен франко-японский альянс. В 1999 году по его инициативе был сделан первый шаг к слиянию — Renault купил 36,8% акций японской компании Nissan, а в 2016 году Mitsubishi Motors Corporation (MMC) объявила о том, что Nissan завершил сделку по покупке 34% акций MMC.

В 2017 году среди автомобильных концернов Renault–Nissan–Mitsubishi стал лидером по продаже легковых и легких коммерческих автомобилей. Всего было реализовано 10,6 млн машин, из них 5,82 млн приходятся на подразделение Nissan, 3,76 млн у группы Renault (включая бренды Лада), а еще 1,03 млн на счету Mitsubishi Motors. Российские дилеры Renault в 2017 году реализовали 136 682 автомобиля и разместились на четвертом месте по продажам среди всех автопроизводителей страны, а рыночная доля марки составила рекордные 8,6% против 8,2% годом ранее.

«Куплю там, где не воруют? Я вас умоляю!»: чем отзовется арест Карлоса Гона?

КАК ПОД НАЧАЛОМ ГОНА АВТОВАЗ ВКАТИЛСЯ В АЛЬЯНС

В 2012 году Гон впервые «засветился» на АвтоВАЗе в должности заместителя председателя совета директоров, а в 2013–2016 годах был председателем совета директоров предприятия. Возможно, опыт работы Гона на отечественном предприятии вкупе с его влиянием привел к тому, что сегодня «АвтоВАЗ» входит в альянс Renault-Nissan-Mitsubishi и выпускает по полному циклу автомобили LADA, Renault, Nissan, Datsun. На момент ареста возглавляемый Гоном альянс через СП Alliance Rostec Auto B.V. владел 75% АвтоВАЗа (остальные 25% принадлежат Ростеху).

В истории автомобилестроения был даже период, когда генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин был с Гоном в составе директоров одного предприятия. В 2010 году представили новый состав СД «ИжАвто» (ныне ООО «Лада Ижевск», 100% дочернее предприятие «АвтоВАЗа»). Помимо Когогина и Гона в него вошли экс-председатель совета директоров группы компаний «Тройка Диалог» Рубен Варданян и генеральный директор ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов.

На момент ареста Гон был одним из самых титулованных антикризисных менеджеров в автопроме, одно из его прозвищ — «Убийца расходов»: он прославился способностью безжалостно закрывать заводы, а персонал увольнять. Когда Гон пришел в Nissan в 1999 году, компания была на грани банкротства, но уже через год показала прибыль, для этого «Убийца» закрыл 5 заводов и уволил 20 тыс. сотрудников.

Nissan и Mitsubishi уже объявили, что Гон будет вынужден покинуть советы директоров компаний. СД Renault пообещал в ближайшее время провести срочное заседание на эту тему. Местные СМИ сообщали, что арестованному грозит до 10 лет тюрьмы и штраф до 10 млн йен (почти $89 тыс.). Однако, по данным агентства Kyodo, которое цитирует ТАСС, Гон уже заключил со следственными органами соглашение о признании вины и дал гарантии полного сотрудничества с прокуратурой, что может смягчить участь арестованного.

Арест казавшейся непоколебимой персоны привел к тому, что в первый же день акции Renault рухнули на 13%, а Nissan упали на 0,5%. Сегодня падение усугубилось, акции французского концерна потеряли в цене 15%, бумаги Nissan подешевели на 5,45%, а Mitsubishi — на 6,85%. Однако аналитиков теперь мучает другой вопрос: если Гон был клеем, который соединял три автоконцерна, то что станет с альянсом после его ареста? 

Добавим, министр Франции Брюно Ле Мер выступил с заявлением о заинтересованности в дальнейшей консолидации Renault — Nissan. «Разумеется, я хочу, чтобы альянс между Renault и Nissan был не только сохранен, но и консолидирован», — цитирует Мера «Коммерсант». 

«Куплю там, где не воруют? Я вас умоляю!»: чем отзовется арест Карлоса Гона?

«НАРОД-ТО НЕ ГОНА БУДЕТ ПОКУПАТЬ, А ОПРЕСНЕННЫЕ МАРКИ МАШИН»

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам прокомментировать арест Гона и порассуждать о его последствиях для мирового и российского авторынка.

Игорь Коровкин — исполнительный директор Объединения автопроизводителей России:

— Арест Гона, конечно, не разрушит альянс Renault-Nissan. Претензии ведь не к альянсу, а к нему. Его как человека накажут за неуплату налогов в Японии. И все. Вообще Гон был очень энергичным человеком и я вообще не понимаю, как он попался на этом деле. А с точки зрения профессионализма ему не откажешь. Поэтому надо искать профессионала. Людей без замены не бывает. VOLKSWAGEN и Mercedes уже прошли эту процедуру. Видимо, настала время и для этого альянса. И они действительно более всех автомобилей в мире делают. И вряд ли это нравится зарубежным партнерам с другой стороны океана. Тут все может быть как угодно.

Конечно, со сменой руководства что-то изменится и в политике компании. Но все будет зависеть от того, кого назначат вместо Гона. Вероятно, что в компании уже знают, кто это будет. Но на нашем рынке этот скандал не отразится. Наш АвтоВАЗ вместе с этими ребятами продает около 400-500 автомобилей. Так и останется. Народ-то не Гона будет покупать, а опресненные марки машин. А они. Пользуются спросом. Ну, а то, что человек налоги не платил… Ну так отдельные французские артисты тоже налоги не платили. Теперь вот живут в России.

Сергей Асланян — независимый автоэксперт, журналист:

— У нас с вами слишком мало данных для анализа. Мы не знаем причин: что именно произошло с Карлосом Гоном? Человек, который получал порядка 14 миллионов евро в год от Ниссана и 2 миллиона евро в год от Рено, вдруг был пойман на каких-то налоговых недоимках и укрывательстве доходов. Это все очень странно. Карлос Гон — мужик умный, и старческая деменция вряд ли его накрыла, поэтому слишком неконкретна эта ситуация.

Рухнули ли акции Рено на 15% или Ниссана на 5%? Никто никуда не рухнул. С точки зрения биржевых аналитиков это цифры, на которые нужно обращать внимание. А с точки зрения тех, кто строит долгосрочные прогнозы и знает, что сегодняшний день не похож на вчерашний, и сильно отличается от завтрашнего, это обычные колебания, которые сегодня выглядят довольно весомыми, а завтра будут не заметны. Автомобили производятся, концепции создаются, стратеги размышляют, завтрашнее наукоемкое производство готовится, и все это вместе движется в какую-то очень-очень далекую перспективу. Через год-другой никто и не вспомнит, что что-то упало на 15%.

Почему Карлос Гон пришел в Россию, на Автоваз? Гон очень долго работал на частного капиталиста, а потом вдруг оказался в совершенно невероятной ситуации, когда он стал работать на французское государство. И он убедился в том, что это очень здорово — когда все твои риски покрываются из бюджета страны. Он пришел в компанию Рено, которая всю жизнь пытается доказать, что это не государственная компания, а акционерное общество. Но все это ерунда. Как только инженеры Рено где-то что-то проиграли, тут же, моментально, весь французский народ своими налогами сбрасывается на удержание любимой игрушки правительства на плаву. И Гону эта ситуация очень понравилась. Как человек, прекрасно понимающий, что риски нужно сводить к минимуму, он начал делать ставку на предприятия, где государство готово подставить бюджет целой страны под издержки конкретного производства. И он пошел в Китай и предложил там производить французские машины. Но оттуда его вышвырнули со словами «Мы так не играем». В этот момент начал тонуть Ниссан, да и вообще вся японская автомобильная промышленность умерла. Тойота еще более-менее, а все остальные уже долго жили «на подсосе» у американцев…

И после того, как он французскими деньгами вытащил Ниссан со дна именно за счет всего французского народа, он пришел в Россию. Потому что мы особо не умны и готовы частному капиталисту отдать в руки бюджет нашего государства. Ведь когда Карлос Гон пришел за АвтоВАЗом, первое, что мы сделали, это тут же списали АвтоВАЗу миллиарды убытков. Чтобы наша невеста выглядела более привлекательно, мы тут же обнулили долги. «Вот! Она девственница, берите пожалуйста, а пятеро детей не в счет!». И Карлос Гон прекрасно в этой модели освоился — любая ошибка менеджмента покрывается бюджетом страны. Поэтому, когда вы спрашиваете: как это отразится на Автовазе, я отвечаю — «никак». Потому что Автоваз — часть государства. У нас, налогоплательщиков, есть на обеспечении армия, здравоохранение, система образования… И Автоваз. И что бы ни произошло на бирже, что бы ни произошло в слияниях и разводах, вхождениях в альянс и выходах из альянса, Автоваз был, есть и будет, потому что это бюджетное учреждение, за которое платит вся наша страна.

Денис Долматов — генеральный директор компании CarPrice:

— Я думаю, что автоальянс сможет договориться и найти способ, как урегулировать этот скандал. На мировых и российском рынке эта история, скорее всего, тоже не отразится. Падение акций будет временным и вскоре они выравняются. Будут сделаны соответсвующие оргвыводы, и японцы будут относится более строго к назначениям.

Доля продаваемых в России автомобилей от этой истории не изменится, потребителю далеко до подобных скандалов. Наверху он вскоре уляжется, а внизу его практически никто из покупателей не заметит.

Егор Мулеев — научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:

— Думаю, вообще ничего не изменится. Стоимость упавших акций через какое-то время вернется назад. И никаких системообразующих изменений не произойдет. В данном случае есть просто менеджер, который что-то украл. Ну и что? Такие есть везде и ничего страшного не происходит. Это эпизод, который будет через месяц кого-то будоражить, но ничего серьезного за ним не последует. Это нельзя сравнить с событиями, когда были проблемы у Дненерал-моторс, когда автомобильная индустрия столкнулась с серьезными проблемами. А в данном случае просто какая-то рутина.

На российском рынке доля продаваемых автомобилей этого альянса тоже ничего не изменится. Я не вижу никакой связи между этими событиями. Вот человек, который решил купить себе новую машину, подумал о том, а не воруют ли топ-менеджеры этой кампании. Ах, воруют, не будут покупать себе эту машину. Куплю там, где не воруют. Я вас умоляю!

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector