Не пропускать
Главная » Регионы » Казань » «Малинка» против «Фасоли»: Spar и Metro разворачивают в Казани битву за малый бизнес

«Малинка» против «Фасоли»: Spar и Metro разворачивают в Казани битву за малый бизнес

На фоне безжалостной экспансии «Пятерочек» и «Магнитов» предпринимателям сулят спасение во франшизе

В Казани и городах ближайших регионов с прошлого года тихо начала развитие относительно новая франшиза международного ретейлера Spar. Проект нацелен на малый бизнес, окупаемость предпринимателям обещана уже через полгода. В прошлом году по схожей схеме начали открываться магазины «Фасоль» — по франшизе Metro. Эксперты «БИЗНЕС Online» говорят, что для достижения заявленных ретейлерами цифр приходится прикладывать очень много усилий — слишком остра конкуренция федеральных сетей.

«Малинка» против «Фасоли»: Spar и Metro разворачивают в Казани битву за малый бизнес

«МАЛИНКА» ПРОСИТ С ПАРТНЕРОВ ПО 340 ТЫСЯЧ ЗА ФРАНШИЗУ НА 50-МЕТРОВЫЙ МАГАЗИН, ПРЕДОСТАВЛЯЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПОСТАВЩИКОВ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в Казани и городах ближайших регионов со второй половины прошлого года начала развитие новая сеть магазинов шаговой доступности  формата «у дома» «Малинка». Согласно информации на сайте компании, в Казани сегодня открыто три магазина — на проспекте Альберта Камалеева, 34, Калинина, 32 и Рихарда Зорге, 48. Но, согласно данным сервиса 2ГИС, есть еще нескольких точек — на Рихарда Зорге, 70а, Четаева, 13б, Амирхана, 10а и Сибгата Хакима, 60. Итого — 7 магазинов.

«Малинка» — относительно новая франшиза международного ретейлера Spar в сегменте продуктового ретейла. Этот проект ретейлер с нидерландскими корнями представил еще осенью 2016 года, писал BuyBrand. Франшиза, в первую очередь, предназначена для малого бизнеса, маленьких независимых партнеров, которые хотят присоединиться к большой сети. Более двух лет назад директор по франчайзингу Spar Middle Volga Елена Богачкина говорила, что «у компании цель выйти, прежде всего, на Москву и Московскую область». Уже тогда под вывеской «Малинки» работало 50 магазинов в Нижнем Новгороде, Нижегородской области, Чувашии, Мордовии, Марий Эл (сейчас на сайте компании указано 100 точек). Богачкина в 2016-м говорила: «чтобы открыть магазин самообслуживания в 150 кв. м, достаточно 4 млн рублей, а окупаемость проекта — это 3-4 года».

В компании Spar отказались комментировать свои планы. Судя по информации в открытом доступе, большинство открытых «Малинок» расположены в поселках городского типа, селах и т. п. Тому, кто захочет открыть точку по франшизе, обещают, что он присоединится к «мировой торговой сети с проверенной и адаптированной к региональному рынку стратегией». Финансовые условия для запуска магазина площадью 50 кв.м предполагают открытие в течение 45 дней, оплату 340 тыс. рублей за «стартовый пакет», окупаемость за полгода.

Основным поставщиком продукции для «Малинки» указана компания «Сладкая жизнь плюс», которая находится на 120-м месте рейтинга «200 крупнейших частных компаний России 2018» Forbes. Компания является одним из крупнейших дистрибьюторов продуктов питания в Поволжье. Она работает на территории Московской, Владимирской, Пензенской, Ивановской, Кировской, Нижегородской областей, Марий Эл, Чувашии, Мордовии, Татарстане. Дистрибьюторские центры расположены в Нижнем Новгороде, Москве и Владимире. Помимо этого, перечислены поставщики других групп товаров. Предпринимателям разрешено работать и со своими поставщиками — 13% SKU от общего ассортимента покупатель франшизы может заводить по своему усмотрению.

Spar сопровождает покупателей франшизы «Малинки». «ВКонтакте» можно найти посты предпринимателей о том, что Spar проводит еженедельные собрания своих франчайзеров.

«Малинка» против «Фасоли»: Spar и Metro разворачивают в Казани битву за малый бизнес

«ВСПОМИНАЮТСЯ ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ ТОРГОВЛИ: ВАС МНОГО, А Я ОДНА»

В информации о франшизе сообщается, что «Малинка» «открывает новые технологии торговли, которые являются трендом во всем мире и с успехом используются в супермаркетах Spar: готовая еда, выпечка, еда на вынос». Основной фишкой «Малинки», видимо, считается программа лояльности. За покупки от определенной суммы на бонусную карту покупателя начисляются баллы, а списать их можно до 100% чека, предлагаются специальные цены на товары.

Ассортимент «Малинки» стандартен для магазина у дома — продукты и бытовые товары первой необходимости. Магазин, который обязательно должен был открыт как ООО (иначе невозможно продавать спиртное), может быть как действующим, так и новым. В условиях покупки уточняется, что если магазин действующий, потребуется больше времени на растарку.

В 2ГИС пока оставлено мало отзывов покупателей о магазинах, но они дают первое (и, надо сказать, довольно грубое) представление о сети. Так, один из пользователей сервиса отмечает среди плюсов приемлемые цены, акции, наличие продукции от Spar. А из минусов — бардак с ценниками и панибратское поведение персонала по отношению к покупателям. В другом отзыве также отмечается неплохой ассортимент, но снова внимание акцентируется на персонале. «Вспоминаются времена советской торговли с девизом „Вас много, а я одна“», — с юмором пишет автор отзыва. 

«Малинка» против «Фасоли»: Spar и Metro разворачивают в Казани битву за малый бизнес

КТО ДЕЛИТ РЫНОК?

Развитие этой сети — не первый пример, когда крупный ретейлер выходит на рынок с проектом, чтобы охватить как можно больше сегментов населения. Генеральный директор «А-Девелопмент» Мурат Ахмеров напомнил о сети «Фасоль». «Малинка», по его словам, развивается по ее образу и подобию. В прошлом году стало известно о намерениях группы Metro к 2020 году  открыть 150 точек сети. Речь тут также не о развитии собственных магазинов, а о франчайзинговой схеме. Активное развитие проекта в Татарстане началось с 2016 года. В республике работают 17 «фасолин», а всего подписано 25 контрактов (включая открытые магазины). 

Согласно официальному сайту Metro, франчайзинговая программа «Фасоль» направлена на поддержку малого и среднего бизнеса — владельцев магазинов продуктов площадью до 150 кв. метров. Стоимость открытия одного магазина по договору коммерческой субконцессии составляет от 700 тыс. до 7 млн рублей. Главная плюшка для мелких предпринимателей в том, что компания освобождает франчайзи от уплаты роялти и паушальных взносов. Но требует от них соблюдения обязательств, связанных с ассортиментом: 600 артикулов различных товарных категорий, включая постоянный ассортимент товаров, должны быть под торговыми марками Меtro. Остальная часть товара приобретается клиентом на основе его свободного выбора. Среди требований к покупателям франшизы — ежемесячные закупки в магазинах Metro Cash& Carry на сумму от 400 тыс. рублей без НДС.

В Metro нашей газете рассказали, что у каждого партнера-франчайзи в основном по одному магазину, и сообщили об условиях по магазинам. Так, площадь помещения в собственности или по долгосрочному договору аренды должна составлять от 50 кв. метров. Инвестиции в открытие одного магазина «Фасоль» «зависят от состояния объекта недвижимости и ремонта (капитальный, косметический) и от наличия оборудования» — от 300 тыс. до 3,5 млн рублей, в среднем 2 млн рублей. Срок окупаемости: от 6 месяцев до 2,5 лет. 

«Малинка» против «Фасоли»: Spar и Metro разворачивают в Казани битву за малый бизнес

Тенденция показывает, что крупные сети пытаются конкурировать с известными сетями вроде «Магнита» и «Пятерочки», присутствующих в крупных городах буквально через каждые 50 метров. Татарстанское управление федеральной антимонопольной службы констатирует, что в некоторых районах РТ крупные сети неправомерно доминируют над другими форматами торговли. Например, на засилье гигантов жаловался бизнес Нижнекамска.

До этих грандов небольшим сетям действительно далеко. В пресс-службе розничной сети «Магнит» нашей газете рассказали, что на 30 июня 2018 года в Татарстане было открыто 587 магазинов «Магнит»: 431 «у дома», 13 супермаркетов «Магнит Семейный» и 143 дрогери. В Казани работал 221 магазин разного формата, в Набережных Челнах — 86, в Нижнекамске — 45. «Розничная сеть обеспечивает продовольственную безопасность в субъекте и географическую доступность товаров для жителей республики, открывая торговые точки не только в крупных городах, но и небольших населенных пунктах. Например, таких как Агрыз, Бавлы, Джалиль, Тетюши и другие», — говорят в «Магните». И такая политика конкурирует с магазинами вроде «Малинки». Всего в 2018 году «Магнит» планировал открыть 1,5 тыс. магазинов «у дома», 20 — «Магнит Семейный» и 700 дрогери по всей географии присутствия.

В пресс-службе X5 Retail Group «БИЗНЕС Online» уточняли, что на осень 2018 года в Татарстане функционирует более 600 универсамов «Пятерочка», и более 200 из них располагаются в Казани.

«Малинка» против «Фасоли»: Spar и Metro разворачивают в Казани битву за малый бизнес

АГРЕССИВНОГО РАЗВИТИЯ НЕТ

Эксперты газеты прокомментировали развитие сети. Гендиректор «А-Девелопмент» Мурат Ахмеров в разговоре с «БИЗНЕС Online» сообщил, что магазины по франшизе Spar открываются на площадях до 200 «квадратов», в спальных районах города на первых этажах первых линий. «Модель развития предполагает аренду площадей по цене от 500-600 до 1 тыс. рублей за квадратный метр, — говорит эксперт. — Сегодня „Малинка“ не занимает большую емкость рынка, не развивается агрессивно, и сравнить ее можно, наверное, с небольшой сетью „Трафик“. Остальные сети уже гораздо больше».

Соучредитель ООО «Фуэте» Данил Хасаншин, открывший по франшизе магазин «Фасоль», говорит, что такие сети как «Фасоль», «Малинка» могут быть конкурентами крупнейшим ретейлерам. Но работать очень тяжело. «Надо постоянно прикладывать очень много усилий, чтобы зарабатывать столько, сколько заявляют в качестве дохода крупные продавцы франшиз. Все зависит от места — в любом районе города. Бывает, не угадаешь! Многие знакомые открывали магазины, но места оказались не очень удачными. Главное — больше проходимость, меньше конкурентов, — рассказал собеседник. — „Малинка“ сможет стать конкурентом известным сетям, если по франшизе будут предоставлены нормальные условия, нормальный товар, выстроятся отношения с поставщиками».

Что касается рынка продуктового ретейла в целом, Хасаншин отмечает, что с начала нового года выручки ретейлеров упали. Но «пока это больше связано не с повышением НДС, а традиционным ежегодным спадом в январе–феврале», — считает он. 

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector