Главная » Регионы » Казань » «Мы нашли способ рассказать историю Дон Кихота и Санчо Пансы…»

«Мы нашли способ рассказать историю Дон Кихота и Санчо Пансы…»

Александр Сладковский и Марио Брунелло заново влюбили столичную публику в Штрауса и Брукнера

В Казани и Москве прошло два концерта Государственного симфонического оркестра РТ под управлением Александра Сладковского со знаменитым виолончелистом Марио Брунелло. О том, как звучит итальянский инструмент XVII века в атмосфере казанского ГБКЗ и почему худрук ГСО РТ не согласен с незавершенностью последней симфонии Антона Брукнера, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

«Мы нашли способ рассказать историю Дон Кихота и Санчо Пансы...»

«ТЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЛЮБЛЕН В СВОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, ИНАЧЕ ВАША ЖИЗНЬ БУДЕТ ТЯЖЕЛОЙ»

В День всех влюбленных 14 февраля ГБКЗ им. Сайдашева был полон — традиционно для концертов Государственного симфонического оркестра РТ. Влюбленные в музыку приходили как парами, так и поодиночке, как с цветами, так и без, но всех объединяло одно — горящие глаза в ожидании очередного подарка от Александра Сладковского. Худрук и главный дирижер ГСО РТ на этот раз порадовал публику новым именитым солистом — виолончелистом Марио Брунелло. В 1986 году он стал первым итальянцем — лауреатом конкурса им. Чайковского в Москве. С тех пор он играет на лучших площадках мира с прославленными оркестрами, среди которых Лондонский и Мюнхенский филармонические, Филадельфийский симфонический, филармонический оркестр Ла Скала, симфонический оркестр академии Санта-Чечилия. Настал черед и ГСО РТ.

«Я давно знаю Сладковского, но у нас еще не было возможности выступить вместе, — рассказал Брунелло корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — И вот мы впервые встретились за работой над одним из моих самых любимых музыкальных произведений — „Дон Кихотом“ Штрауса. Меня целиком захватило звучание оркестра и видение дирижера, мне очень понравилось. Мы нашли способ рассказать историю Дон Кихота и Санчо Пансы, двигаясь в одном направлении. Мы оба понимаем, что Дон Кихот одинок, но его разум и мечты настолько обширны, его горизонты настолько широки, что только музыка может это выразить».

Брунелло играет на одном из самых старинных инструментов — виолончели Маджини начала XVII века. Она была создана в итальянском городе Брешиа — родине первой мастерской по изготовлению скрипок, задолго до «золотого века» Страдивари. «Этот инструмент на 100 лет старше Страдивари, — рассказал виолончелист. — Впервые я увидел его в руках одного из музыкантов итальянского струнного квартета. И я был настолько очарован звучанием и формой инструмента, которая отличается от идеальных пропорций изделий Страдивари. Я ждал эту виолончель 20 лет и вот уже 20 лет играю на ней». В ответ на вопрос, бывает ли его инструмент капризным или не в настроении, как случается с некоторыми скрипками и альтами, Брунелло улыбнулся: «Я думаю, ты должен быть влюблен в свой инструмент, иначе жизнь с ним будет тяжелой».

«Мы нашли способ рассказать историю Дон Кихота и Санчо Пансы...»

БОЙ С БАРАНАМИ И «ПОЛЕТ ВАЛЬКИРИЙ»

Свою симфоническую поэму «Дон Кихот» сам Иоганн Штраус определял как «фантастические вариации на тему рыцарского характера». Он считал свое произведение новым по краскам и весьма веселым, при этом отвергая какую-либо программу. Однако неподготовленного слушателя отсутствие конкретных описаний может застать врасплох — например, удивительно живописный эпизод боя Дон Кихота со стадом баранов вспомнят не все. Поэма Штрауса действительно богата красками и разнообразна — лирические мечты идальго о волшебной стране сменяются грубоватым деревенским танцем, вышеописанный бой с баранами — пародией на «Полет валькирий», а церковная полифония в эпизоде встречи со странствующими монахами — поединком с соседом.

ГСО РТ передает эти картины мастерски — струнные и медные духовые у Сладковского последовательно развивают тему безумия Дон Кихота, живо рисуя контраст безоблачных мечтаний и тревожного беспокойства ума. Образы баранов, которые создают духовые, звучат настолько ярко, что не верится: неужели на подобное способен музыкальный инструмент? Эпизод волшебной страны в мечтах рыцаря наполнен яркими красками, выпуклыми сказочными образами. Сладковский создает атмосферу волшебной сказки, где у чудес нет границ, а мечты сбываются. И уровень игры оркестра доказывает: волшебство возможно, если за ним стоит тяжелая работа, труд и упорство. Стоит отметить и виртуозное владение Сладковским таймингом — напряженные сцены не отпускают ни на секунду, а лирические не топчутся на месте, но и не проносятся мимо.

При первых звуках виолончели Брунелло понимаешь, что такой инструмент стоило ждать и 20, и 50 лет — он словно чувствует все эмоциональные тонкости музыки, выпевая их с такой чистотой, что каждого взмаха смычка ждешь с замиранием сердца. Виолончелист эмоционально точно передает сомнения и терзания Дон Кихота, его противоречивые и сбивчивые мысли — ты начинаешь сопереживать герою и беспокоиться о нем, как во время чтения романа Сервантеса. А финальное лиричное соло не оставило равнодушным никого — зал стоя аплодировал и кричал «Браво!» Брунелло и ГСО РТ несколько минут, не желая отпускать великолепных музыкантов.

«Мы нашли способ рассказать историю Дон Кихота и Санчо Пансы...»

«БРУКНЕР ОКАНЧИВАЕТ ЗЕМНОЙ ПУТЬ НА КРАСИВОМ МАЖОРНОМ АККОРДЕ»

Но итальянский виолончелист не ушел далеко — во втором отделении Брунелло оказался в зрительном зале, чтобы послушать исполнение оркестром Девятой симфонии Антона Брукнера. К слову, именно на материале этого произведения в ноябре прошлого года проводил свой мастер-класс со струнной группой ГСО РТ другой звездный солист — австрийский скрипач и дирижер, концертмейстер Венского филармонического оркестра Райнер Хонек. Сладковский считает рост оркестра главным приоритетом в работе и организует подобные воркшопы от лучших музыкантов ведущих оркестров мира постоянно — это его ноу-хау.

И вот спустя три месяца музыканты смогли использовать полученные знания на практике. Конечно, это не первое исполнение Девятой — премьера в Казани состоялась на открытии юбилейного сезона ГСО РТ в 2015 году. Но тем интересней слушать ее сейчас, когда уровень оркестра несомненно вырос — и продолжает расти, открывая все новые грани совершенства. Над своей последней симфонией Брукнер работал тяжело больным, поэтому многие исследователи считают ее незавершенной. Но Сладковский с ними не согласен. «Брукнер обращается к Богу — недаром симфония носит посвящение „Возлюбленному Богу“ — и оканчивает свой земной путь на таком красивом мажорном аккорде в адажио! Какая же в этом незавершенность? Вот он — свет, вот надежда!» — сказал худрук ГСО РТ в интервью «Литературной газете».

И свет, и надежду оркестр Сладковского выделяет в этом масштабном музыкальном полотне, то кульминационно взмывающем ввысь, то тишайше, нежнейше прикасающемся к коже. Деликатные и яркие струнные, высококлассные медные духовые, проникновенные деревянные духовые, оглушающие паузы… Худрук ГСО РТ позволяет каждому слушателю пережить личную драму Брукнера, его путь к умиротворению и просветлению. Не каждому дирижеру дается Брукнер — технически и психологически сложный, увлеченный идеей единения с космосом, он требует таких же космических усилий от дерзнувшего сыграть его произведения коллектива. И ГСО РТ, которому не привыкать к перегрузкам, с успехом их выдерживает — благодаря опытному и смелому пилоту Сладковскому.

«Мы нашли способ рассказать историю Дон Кихота и Санчо Пансы...»

«ПРОГРАММЫ КОНЦЕРТОВ ГСО РТ — ПИР ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ГУРМАНОВ»

Спустя два дня после казанского концерта публика встречала ГСО РТ в зале Московской филармонии на втором концерте собственного абонемента оркестра. «Каждое выступление Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан можно смело называть культурным явлением. И не только потому, что данный оркестр входит в состав лучших коллективов России и Европы. Программы его концертов — всегда изысканный пир для музыкальных гурманов», — пишет автор «Литературной газеты» Мария Залесская.

Она отмечает, что оркестр Сладковского создает «картины абсолютно зримые и даже, можно сказать, физически осязаемые»: «Чего только стоит скачка Дон Кихота и Санчо Пансы на деревянном коне из Седьмой вариации „Дон Кихота“, когда создавалось полное ощущение ворвавшегося в зал ветра, пробирающего до костей; пародия на „Полет валькирий“, от которой слушателям было явно не до смеха. Или „превращение“ оркестра сначала в колокол, а затем в орган из Третьей части брукнеровской симфонии, когда звучание хорала в соборе символизирует прощание с этой жизнью».

«Передавать это чудо прикосновения к „недосказанной вечности“, к частицам „всегда“ одними лишь словами — дело неблагодарное. Хочется лишь отметить, что звучащие „дилетантские“ аплодисменты после каждой из частей симфонии — явление, конечно же, нежелательное, несмотря на утверждающуюся европейскую тенденцию, где это уже в порядке вещей. И все же если нельзя, но очень хочется, то можно. А хотелось очень! И даже при воспоминании о прошедшем концерте хочется до сих пор», — заключает Залесская.

Порадовать музыкантов оркестра аплодисментами можно будет уже скоро — 27 февраля ГСО РТ исполнит отрывки из опер Рихарда Вагнера и симфонические поэмы Рихарда Штрауса. Солировать будет известная российская органистка Людмила Голуб, за дирижерский пульт встанет дирижер Симфонического оркестра Мариинского театра Гавриэль Гейне.

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector