Главная » Регионы » Казань » «Они не могут трудоустроиться и в бутиках продавцами работают!»

«Они не могут трудоустроиться и в бутиках продавцами работают!»

Ирада Аюпова и Разиль Валеев анонсировали создание концепции развития музыкального искусства Татарстана

О новом важном для культурной жизни республики документе рассказали вчера в Госсовете РТ: представительная рабочая группа занимается концепцией развития музыкального искусства. О том, каковы ее главные направления, когда ждать создания национального музыкального театра и чему татарам, по версии Рашида Калимуллина, стоит поучиться у башкир и марийцев, — в материале «БИЗНЕС Online».

«Они не могут трудоустроиться и в бутиках продавцами работают!»

«ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЦЕЛЬ — СОХРАНИТЬ НАШ ЯЗЫК, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ»

«Музыка, наравне с языком, играет важнейшую роль в сохранении нации», — такими словами накануне анонсировал создание концепции развития музыкального искусства в Татарстане председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев.   

«Нам и от знатоков музыки, и от артистов, и от музыкантов, и от обычных зрителей приходит очень много обращений: в каком состоянии сегодня наше музыкальное искусство, с какими проблемами оно сталкивается, что нужно делать? В поисках ответов на эти вопросы, мы пришли к решению о необходимости принятия республиканской концепции», — пояснял Валеев на вчерашней пресс-конференции в республиканском парламенте. По его словам, в перспективе это должна быть госпрограмма («по аналогии с программой по развитию и сохранению языков»). «Первостепенная цель — сохранить наш язык, традиции и обычаи. Мы говорим, что если не сможем сохранить язык, то не будет и народа. Но если нам не удастся сохранить музыку, песни и моң, музыкальное искусство, то народ также сохранить не удастся. Но по языкам у нас есть закон, мы его приняли одними из первых в 1992 году — тогда у нас даже Конституции еще не было. И по музыке в будущем, пусть не до закона, но до госпрограммы мы, надеюсь, дойдем», — отметил поэт и депутат.

Вообще, тему создания подобного документа в Госсовете поднимали еще год назад. В результате была сформирована рабочая группа, куда вошли и депутаты, и представители минкульта РТ, и Казанской консерватории. «И Рашид Калимуллин помог — он один из инициаторов этой концепции. Сделали проект концепции, которую помог составить Вадим Дулат-Алеев. Наконец, проект концепции готов», — сообщил Валеев, поблагодарив профильного министра Ираду Аюпову за поддержку. Правда, журналистам эту концепцию пока не показали.

«Они не могут трудоустроиться и в бутиках продавцами работают!»

«У НАС В СВОЕ ВРЕМЯ БЫЛА КАЗАНСКАЯ ФАБРИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ…»

Министр культуры Татарстана презентовала ее журналистам. По словам Аюповой, в основу концепции заложено три основных направления: система музыкального образования, научное исследование музыкальной культуры и система подготовки национальных кадров. При этом она отметила, что концепция должна была быть принята постановлением кабмина, но ее решили апробировать, отшлифовать на уровне приказа минкульта.

Что касается первого направления, то, как пояснила министр, музыкальные школы первыми открывают двери к музыкальному искусству для юных талантов, поэтому в этой концепции акцент ставится на адаптации системы музыкального образования к национальной музыкальной культуре. А сегодня мы пользуемся федеральными стандартами и требованиями в образовании, где меньше всего отражены такие моменты. «Национальная культура, национальное искусство имеет свою историю, корни и особенности. И мы об этом сегодня не боимся заявлять. Система преподавания национальной культуры, система трансляции национального искусства из поколения в поколение имеет свои особенности», — отметила Аюпова.

Вторую составляющую концепции министр культуры РТ обосновала тем, что без научных исследований системная работа по организации музыкального образования невозможна: «Сюда же входят глубинные, многовековые исследования: какой была музыкальная культура 7-8 веков назад? Мы про это почти ничего не знаем. Записей этих произведений нет, воспроизвести их невозможно, но хотя бы какую-то описательную часть из воспоминаний путешественников, документов можно было бы исследовать и получить».

«Кроме музыкальной составляющей, есть еще вопрос по народным инструментам, — отметила министр. — Сегодня у нас и ансамбль „Казан нуры“ есть, и в консерватории ведется работа, и небольшие народные коллективы, но полная палитра традиционных для нашей культуры инструментов на сегодняшний день в наших оркестрах и ансамблях не отражена. Поэтому, реконструкция этих музыкальных инструментов — целое направление исследования, первые шаги которой в рамках этой концепции будут сделаны».

Аюпова напомнила, что одно из ключевых направлений национального проекта «Культура России» — обеспечение музыкальных школ инструментами: «Это, по своей природе, возрождение на территории страны производства музыкальных инструментов». При этом министр культуры отметила, что инициативу эту на себя вполне мог бы взять Татастан, поскольку изготовление музыкальных инструментов «имеет перспективу с точки зрения промышленного потенциала»: «Вы все помните, что у нас в свое время была Казанская фабрика музыкальных инструментов, которая перешла потом в фирму „Карпентер“, которая ушла фактически в производство окон и дверей. Это была большая культура, большая традиция. У нас есть вопрос сегодня, как ремонтировать даже наши тальянки…».

Что касается третьего направления концепции, то оно направлена на то, чтобы создать в музыкальном искусстве максимально комфортные условия для того, чтобы выпускники музыкальных учебных заведений могли реализовываться на территории республики. А большим подспорьем в этом деле мог бы стать музыкальный театр. «Я надеюсь, что вопрос музыкального театра у нас тоже будет реализован… Мы должны двигаться в этом направлении, и с точки зрения создания новых национальных академических произведений высокого уровня, и в том числе создавая условия для реализации исполнительского творческого потенциала. Буквально на прошлой неделе состоялась премьера „Минем Такташ“ Ильяса Камала в Тинчуринском», — напомнила Аюпова.

«Они не могут трудоустроиться и в бутиках продавцами работают!»

«ЭТО БУДЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАРК ТАТАРСТАНА В ИНТЕРНЕТ»

Говорили на встрече с журналистами и о еще одной важной истории — формирование образовательной онлайн-платформы — музыкально-информационного портала «Век татарской музыки — Татарстан аһәңнәре», запуск которого готовится к 100-летию образования ТАССР. «Это будет музыкальный парк Татарстана в интернете», — отметил завкафедрой истории музыки Казанской консерватории, профессор и один из авторов концепции Дулат-Алеев. Уже после пресс-конференции он раскрыл «БИЗНЕС Online» некоторые подробности проекта.

— Сайт это не часть концепции развития музыкального искусства, это совершенно отдельный проект. Но начну немного сначала, чтобы расставить точки над i, чтобы было понятно, о чем идет речь. Существует проблема отображения татарской музыкальной культуры, и вообще музыкальной культуры Республики Татарстан в интернете. И на данный момент нет ни единого такого ресурса, который позволял бы объединить все направления, разные исторические этапы, получить полную картину о том, что такое татарская музыка, что такое современная музыкальная жизнь Татарстана. Вот для того, чтобы этот вопрос решить, мной был предложен проект создания музыкально-информационного портала. Тут спасибо за поддержку руководству республики, которое одобрило проект. Более того, он был включен в перечень мероприятий к 100-летию ТАССР. Соответственно, мы его к следующему году, к юбилею, должны открыть. Собственно, в 2020-м он и откроется как музыкально-информационный портал под названием «Век татарской музыки» — «Татарстан аһәңнәре».

— Но вряд ли мы может этот проект рассматривать, так или иначе, вне принимаемой концепции…

— Поскольку здесь последний год велась активная работа над созданием концепции музыкального искусства в Республике Татарстан, то она должна охватить и вопрос с продвижением музыкального искусства. Причем продвижения в сети интернет. 

При этом сам по себе портал будет решать задачи продвижения в информационном пространстве татарской музыки и музыкальной культуры Татарстана. Потому что он будет содержать множество информативных материалов, связанных как с историей, так и с современностью. Практически там будут представлены все основные элементы инфраструктуры нашей музыкальной культуры. Как концертные площадки, так и коллективы, персоналии, очерки о различных этапах развития татарской музыки, классической музыки, альтернативной и т. д. 

Зашел на сайт и получил представление о том, что такое музыкальная культура Татаратана и что такое татарская музыка. Эта первая задача, которую сайт будет решать. Но мы сейчас предложили развить этот проект. Потому что, чтобы сайт жил дальше, чтобы он развивался, мы предложили включить в этот портал образовательный модуль. Либо внутри сайта, либо как-то связать с ним все, что касается изучения татарской музыки. И сделать такую своеобразную, может быть, онлайн музыкальную школу, посвященную уже изучению не только татарской музыки, но и размещать на этой же платформе курсы, связанные с музыкальной культурой народов Татарстана.

На пресс-конференции был задан вопрос: будут ли учитываться другие народы? Да, будут, конечно. Тут самое главное выработать принцип. Мы будем работать на примере татарской музыки. Потому что нет больше центров притяжения в татарской музыке за пределами нашей республики. Поэтому начнем с этого. Это наше будущее и наше будущее пока имеет характер проекта. Хотя как это реализовать достаточно понятно. Кроме того есть поддержка, по крайней мере, положительная реакция, от министра культуры РТ Ирады Хафизяновны, которая очень хорошо поддерживает проекты, связанные с вопросами современного развития. Поэтому есть надежда, что это осуществится.

— Когда ждать запуска портала?

— Портал откроется, как я уже сказал, в 2020 году и будет дорабатываться дальше, уже в более своем многофункциональном качестве. Над сайтом работает большой коллектив специалистов в области традиционной музыки, современной музыки. 

«Они не могут трудоустроиться и в бутиках продавцами работают!»

«НУЖЕН МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР: И НИЗЫ ХОТЯТ, И ВЕРХИ МОГУТ»

На пресс-конференции председатель союза композиторов Татарстана Рашид Калимуллин также обратил внимание на проблему трудоустройства выпускников консерватории: «Он не могут трудоустроиться и в бутиках продавцами работают! А в сфере культуры не хватает администраторов, которые могли бы организовать концерты, не хватает дизайнеров, других специалистов. Это тоже очень важно». «Чтобы в бутиках не работали, нужно решить вопрос с музыкальным театром. Бутики — это хорошо, но…», — поддержал его Валеев. «Для торговли это хорошо, а для музыки — не очень», — откликнулся Калимуллин. «Только что прошла премьера спектакля „Мой Такташ“. Я разговаривал после спектакля с директором Тинчуринского театра, он тоже очень заинтересован. Я ему предложил: пять спектаклей у нас уже есть, давайте прокручивать их постоянно в течение года или оформим в какой-нибудь фестиваль. Он одобрил эту идею. Нужен музыкальный театр: и низы хотят, и верхи могут», — продолжил глава союза композиторов РТ.

На что Аюпова ответила, что по музыкальному театру сейчас стоит два вопроса. Первый — по площадке: «Без площадки мы не можем открыть театр». Второй — репертуар: «У нас на сегодня есть пять спектаклей, для полноценного репертуара этого недостаточно. Сначала должна назреть масса, потом уже мы поднимем отдельно этот вопрос».

Подняли вопрос журналисты и о проблеме татарских либретистов — их просто не хватает. «У нас в республике один-единственный оперный театр, если от него нет запроса на национальные оперы, для кого поэты будут писать либретто? Нужна заявка, заказ. Ренату Харису есть зарос, он пишет. Если бы и другим поэтам поступал такой же запрос, они бы тоже писали», — ответил на это депутат и поэт Валеев.

Калимуллин продолжил и животрепещущий вопрос о музыкальных инструментах: «Эта проблема на сегодня реально большая, но нельзя сказать, что не решаемая, потому что у нас в республике база хорошая и ресурсы есть, что очень важно. Все начинается с музыкальной школы, заканчивается колледжем и консерваторией. Все-таки нужно один из колледжей сделать базовым. В Альметьевске». Выбор этот он объяснил близостью нефтяной столицы Татарстана к Башкортостану: «Там дела обстоят гораздо лучше. Мы ближе к Москве и были более подвержены влиянию европеизации в музыкальной культуре… В Башкортостане есть и факультет, и кафедры при учебных заведениях, при филармонии есть национальный оркестр, который отметил свое 15-летие, там производят музыкальные инструменты. Альметьевск гораздо ближе к Уфе и педагоги могли бы приезжать, консультировать. Мастера, которые производят инструменты, могли бы приехать, помочь создать базу».

Калимуллин также рассказал о готовности композиторов из тюркских стран оказать методическую поддержку по написанию музыки для национальных инструментов. «Например, в Казахстане все это дело поставлено очень хорошо. Можно отправить наших композиторов и мастеров, которые изготавливают инструменты, к ним на стажировку», — добавил он. Говоря про Кахазстан, председатель союза композиторов РТ напомнил, что казахи на раскопках нашли инструмент и сразу определили, что это татарский кыл-кубыз: «И они его даже изготовили! И он у меня сейчас есть. Это первый татарский кыл-кубыз. Они даже советовались со мной по дизайну. Начало есть! Они мне даже прислали видео записи, как они на этом инструменте исполняют татарские народные мелодии. Потрясающе!» 

Но, как оказалось в этом деле, мы отстаем не только от башкир, но и от других наших соседей — марийцев, чувашей и удмуртов. «Самая плохая ситуация по развитию национальных музыкальных инструментов именно у татар. В Марий Эл есть татарин, который изготавливает гусли. Почему именно там появился татарин, который изготавливает гусли? Потому что именно там эти дела обстоят гораздо лучше. И для того, чтобы мы научились изготавливать татарские гусли, мы должны ехать в Марий Эл и учиться у них. В Чебоксары мы должны поехать учиться чему-то другому. В Башкортостане мы должны поехать учиться, как изготавливать курай. А то у нас народ смеется, что у нас даже курай из лыжной палки», — грустно заключает Калимуллин. 

«Они не могут трудоустроиться и в бутиках продавцами работают!»

«ДОЛЖНО БЫТЬ УДЕЛЕНО ВНИМАНИЕ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ, НО НЕ КАК МЕСТЕЧКОВОЙ»

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам высказать свою точку зрения о концепции музыкальной культуры в РТ.

Нияз Игламов — театральный критик:

— Мне кажется, нужно давать максимальную возможность творчески реализовываться местным композиторам, музыкантам, голосам. Чтобы у них была работа. Все это сделать очень просто, на самом деле. Сделать все, чтобы у молодых людей из мира музыки, казанских и татарстанских, была возможность работать здесь, а не уезжать куда-то. Потому что многие уезжают за творческими импульсами, а не за деньгами. А как это сделать? Тут масса всего. В том числе, развитием музыкального театрального дела, музыкальной театральной культуры. Потому что, каким бы ни был театр оперы и балета, он на сегодняшний день не закрывает собой все позиции. Хорошо, что есть энтузиасты вроде фонда Sforzando и Данияра Соколова, но нужна ведь постоянная государственная поддержка. А зритель в Казани должен иметь возможность знакомиться с новыми операми.

Скажем, недавний свияжский опыт, когда труппа Данияра Соколова и группа «Живого города» получили «Золотую маску» за оперу Александра Маноцкова «Страшно место, или Сны Иакова». Это очень интересно и важнее, чем просто какие-то истории для буржуазной консервативной публики. Она, разумеется, тоже должна присутствовать и ей тоже нужно, чтобы было красиво, богато. Но ведь еще и важно, чтобы развивалось действительно то, что сегодня в тренде, то, что сегодня находится в актуальном разрезе музыкальной мировой культуры. И, на мой взгляд, в первую очередь внимание должно быть уделено татарской музыкальной культуре, но не как местечковой, а как части мировой культуры.

Зиля Сунгатуллина — заведующая кафедрой вокального искусства Казанской консерватории, народная артистка России:

— Отвечу общими словами: здесь важно опять же общее развитие, общая культура, воспитание. Необходимо регулировать то, что показывают детям по телевизору. Разумеется, здесь речь идет и о правильной музыке, о музыкальных передачах. Все это имеет очень большое значение. Из-за той чуши, которую слушают дети сейчас, они дезориентированы. И поскольку я занимаюсь фестивалем «Созвездие», вижу, как конкурсанты отличаются от обычных ребят. 

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector