Главная » Политика » Отношение представителей духовной культуры к туризму в Средневековье

Отношение представителей духовной культуры к туризму в Средневековье

Туризм – это прежде всего социокультурный феномен. Средневековая замкнутая культура своеобразно отражалась на мировоззренческом отношении к путешествиям: “мир средневекового человека был небольшим, понятным и удобным для наблюдения. В этом мире не было неизвестных областей, небо было так же хорошо изучено, якиземля, нигде нельзя было заблудиться. Прохожий, который сбивался с дороги .., находил родные места, встречал знакомые лица “. Туристические поездки теряли, таким образом, первоначальное значение способа ознакомления с остальным миром и функцию “вживления” в отдаленное окружающую среду.

Заметим, что жизненный цикл многих ученых людей в эпоху Средневековья стал принудительно кочевой: в пятом веке большинство ученых и образованных людей бежали то от нашествия германцев, то от Скандинавцив, а с седьмого века – от арабских завоевателей. Отметим также, что у некоторых народов – ромеев, бедуинов и других-туристический образ жизни так и остался неизменным, однако это не имеет непосредственного отношения к нашему аспекта исследования. А в Европе появляется новый феномен странствующих “софистов-чародея”, которые использовали путешествия для того, чтобы обращаться к толпе с замысловатыми речами и предложениями средств “против всех бед”.

Путешествия в период раннего средневековья были опасным и длительным мероприятием,-замечает А. Гуревич. Разбойники были неотъемлемой чертой крупных дорог, а средства передвижения были не лучше, чем плохие дороги. Отметим также, что некоторые американские исследователи дифференцируют периоды развития туризма именно способами передвижения.

Впрочем, это внешняя сторона дела. С точки зрения внутренних мотивов и интенций миссионерство постепенно заступает место научных путешествий. Паломничество к “святым местам” также начинает набирать силу.

Но главным субъектом путешествий, в отличие от античных мудрецов, ученых, философов, становились празднике. Рассказ об их путешествия выглядят также необычными для рядового человека. В мировоззрении человека той эпохи, отмечает А. Гуревич, смешивались физические и духовные планы, абстрактные сущности и земные символы, поэтому святые могли за одно мгновение пройти огромный путь. Праздники Бригитта за такую ??прошла от Ирландии до Италии, а чернокнижник Абеляр за час прошел от Рима до Вавилона.

Эпоха Ренессанса вносит новую окраску в понимание путешествий. Известный мыслитель и морализатором XVI века Мишель Монтень (Ейкем) за свою жизнь много путешествует и переживает не только увлекательные и интересные приключения – он был и ограблен, обиженный, обманутый, однако отмечал, что если бы его лишили возможности путешествовать, то это было бы воспринято им как существенное ограничение жизненной свободы. Ведь и во время путешествий он пытался сохранить присущий ему образ жизни: “Я никогда не отправляюсь в путь, не прихватив с собой книг … Они лучше орудия, которым я бы мог снарядиться для земной путь”, – указывает Монтень в своих знаменитых ” опытах “.

Позволим себе смелость указать, что понимание ограничение свободы передвижения человека как одного из самых тяжелых ограничений для развертывания своего жизненного мира характерно для французской литературы и философии в целом. Подобное отношение к путешествиям в дальнейшем разовьет другой выдающийся французский мыслитель Блез Паскаль. Французский мыслитель и ученый считал, что туристические поездки является прекрасным средством избежать повседневной неизбежности, которая пугает повторением одних и тех же форм жизнедеятельности. Он писал: “Если бы мы не имели развлечения, мы бы почувствовали такую ??утомительную скуку, стремившихся бы вылечить ее средством не таким эфемерным”.

Таким образом, в период Средневековья и Ренессанса поездки теряют немного познавательной функции по сравнению с античностью, вместо этого они приобретают антропологического измерения и предстают одним из многочисленных проявлений человеческой свободы.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector