Главная » Политика » Понимание границ отрасли туризма

Понимание границ отрасли туризма

Четкость понимания границ отрасли, сферы, сектора и индустрии туризма имеет принципиальное значение для согласования денежных потоков от реатизации услуг туристам (туристские расходы) в различных секторах экономики для расчетов влияния туризма на национальную экономику в целом.

Наиболее широко виды туристической деятельности охвачено и достаточно основательно представлено в СМКДТ – Стандартной международной классификации видов деятельности в сфере туризма (англ. SICTA), разработанная ВТО и принята Статистической комиссией ООН в 1993 г. как временная классификация, а также в ВРТ. СМКДТ является концептуальной основой разработки целостной, всеобъемлющей и объективной системы сбора, обработки и распространения статистической информации в сфере туризма.

Внедрение СМКДТ позволит: обеспечить более полную статистическую оценку туризма; переориентировать национальные счета на новые принципы классификации видов экономической деятельности в туризме, обеспечить поривняльнисть статистических данных о туризме на национальном и международном уровнях; предоставить специалистам достоверную информацию о туристических товары и услуги, рыночную конъюнктуру ; согласовать классификации видов деятельности в туризме с точки зрения предложения и спроса в статистической документации осуществить более точную оценку состояния платежного баланса и вклада туризма в развитие международной торговли.

Центральным вопросом разработки СМКДТ есть выбор классификационного признака экономической деятельности, связанной с туризмом. Выбор традиционно определялся с точки зрения спроса, потребления товаров и услуг посетителями (туристами) и осуществляемыми туристскими расходами. При таком подходе туризм выступает как «сборная» сфера, включая виды деятельности различных отраслей, поскольку посетители осуществляют расходы практически во всех секторах экономики. В документах ВТО отмечено, что когда учитывается косвенное влияние туристских расходов, только одна отрасль – оборонная не ощущает никакого влияния [67, с 221]. Хотя, на наш взгляд, и это положение является сегодня спорным в связи с развитием военного вида туризма.

Нормативное утверждении перечня видов туристической деятельности и туристических продуктов в СМКДТ и ВРТ имеет важное теоретическое и практическое значение, хотя и не позволяет должным образом определить туристической индустрии в статистической отчетности, оценить истинные его масштабы и экономический потенциал. Основанные на спросе формы статистической отчетности не совместимы с Системой национальных счетов и важнейшими международными классификациями, в которых отрасли и виды экономической деятельности выделяют, исходя из логики производственных затрат и выпуска продукции, т.е. с точки зрения предложения.

Для обеспечения сравнимости и широкой репрезентативности СМКДТ тесно связана с Международной стандартной отраслевой классификации видов экономической деятельности. В основу построения СМКДТ положено использование кодовой структуры, типологии и номенклатуры МСГК. Главными критериями отбора видов экономической деятельности в СМКДТ были: масштаб, уровень специализации и концентрации производства (охват рынка). При разработке документа целесообразно сохранены методологические подходы к определению границ туризма на основе спроса. Таким образом в пределах СМКДТ сочетаются два подхода путем введения дополнительной признаки группировки – преимущественного, характерного направления туристских расходов, удовлетворяющие специфические потребности туриста. Наряду с особенностями предложения в туризме СМКДТ отразила потребности и предпочтения посетителей. СМКДТ содержит перечень видов деятельности, результатом которых являются специфические туристические продукты, на которые приходится значительная доля туристских расходов. Избранные признаки удачно дополнили друг друга, позволили более точно определить сектор туризма.

Структура Стандартной международной классификации видов деятельности в туризме содержит 17 разделов, 18 подразделов, 43 группы, 66 классов и 121 подкласс. Представление о SICTA на примере одного из видов деятельности – образования для сферы туризма может дать информация, приведенная в доп. А.1, которая демонстрирует разнообразие и специализацию видов деятельности, связанных с туризмом.

Согласно СМКДТ к туристической индустрии принадлежат 74 специализированные виды (подклассы) экономической деятельности, указанные в Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности, а также 110 видов, частично связаны с туризмом.

Индустрия туризма тесно взаимосвязана с другими отраслями экономики, что обусловливает объективную сложность описания компонентов туристического сектора. В связи с этим встает задача выделить туристическую составляющую и провести четкие границы туристического сектора в комплексе взаимосвязанных нормативно-технических документов-Международной стандартной отраслевой классификации видов экономической деятельности, Стандартной международной классификации видов деятельности в туризме, Системы национальных счетов, а также гармонизировать их в соответствующих национальных нормативных документах. Эта чрезвычайно сложная работа, которая началась в середине 90-х годов XX в. и продолжается поныне. Главным ее результатом стало не только согласование основных положений относительно сектора туризма в международных технических документах, но и разработка дополнительно к Системе национальных счетов еще одного – «Вспомогательного счета в туризме (ВРТ): Рекомендаций по методологической структуры».

Перечень видов деятельности, которые рекомендованы МСГК и другими документами как характерные для туристической индустрии, не ограничивает значение туризма. Он предназначен для более четкого определения и конкретизации форматов и ареала исследований, которые должны охватывать как аспекты спроса, так и аспекты предложения туристических продуктов путем выявления тех видов деятельности, которые, кроме характерных, имеющих отношение к сектору туризма. Этот перечень позволяет также из всех специфических туристических продуктов, определенных в ВРТ (доп. А.2), составлять странам собственный перечень характерных видов туристической деятельности по степени их важности для экономики в целом и, в частности, для туристического бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector