Главная » Политика » Понятие «индикатор» в туризме

Понятие «индикатор» в туризме

Развитие системы туризма и отдельных ее компонентов (человек, туристическая индустрия, дестинации) на различных иерархических уровнях и этапах, раскрытие методических аспектов их определения, анализа состояния и тенденций требует определения комплекса индикаторов такого развития, поскольку цель может быть достигнута разными путями, в том числе и не очень эффективными. Однако, в любом случае должны быть альтернативы достижения цели, что обеспечивает вариантность выбора решения. Рассмотрены альтернативы должны характеризоваться совокупностью значений индикаторов-показателей, которые не могут быть равнозначными: одни из них – главные, непосредственно выражающие цели и являются определяющими для дальнейшего регулирования процесса, другие могут быть второстепенными, недостаточно связанными с целями. Первая группа индикаторов-показателей должна быть критериями оценки степени устойчивости развития, а в процессе принятия управленческих решений по его регулированию – основой выбора оптимальных решений.

Термин «индикатор» введен в экономическую теорию и практику в конце XX в. Он широко используется как методический инструментарий мониторинга, стратегического анализа и планирования экономических и социально-экономических процессов.

Понятие «индикатор» можно использовать в экономической деятельности для диагностики состояния и характера развития системных объектов в таких направлениях и интерпретациях, как: показатель количественной и (или) качественной оценки состояния определенных объектов, явлений и процессов в статике и динамике; критерий разделения объектов, явлений и процессов на определенные кластеры (группировки) величина отклонений определенных показателей (групп показателей) от критериальных, установленных субъектами хозяйствования (план, прогноз), международной, национальной и ведомственной, законодательной или нормативной документацией.

В зависимости от целей, направлений и задач исследований, размера, сложности, стадии жизненного цикла и других параметров системы может быть определена различная совокупность индикаторов.

Современный туризм, как уже отмечалось, представляет собой сложное экономическое и социальное явление, которое можно идентифицировать как сложную эколого-экономическую систему, имеет глобальные масштабы.

Согласно генезиса науки о туризме формируют параметры диагностики его состояния и развития на различных иерархических уровнях. На сегодня можно выделить четыре основных уровня аналитических исследований в сфере туризма: мегаривень (глобальный, мировой, планетарный) макроуровень (национальный); мезоуровень (отраслевой, региональный внутри страны или определенной местности, видового рынка) микроуровень (предприятия, учреждения, организации ).

Современные ученые предлагают определенные методические основы по оценке состояния и развития сферы туризма на каждом из иерархических уровней этой системы. В основе своей это инструментарий, который можно идентифицировать как индикаторы развития туризма и использовать их для принятия управленческих решений на соответствующем уровне или разработки туристической политики на * будущие периоды.

Стоит отметить, что в системе индикаторов развития туризма можно выделить следующие их группы: натуральные и стоимостные, количественные и качественные, абсолютные и относительные, прямой и опосредованной (косвенной) действия. Речь идет о мультипликативный эффект воздействия развития сектора туризма на общественные системы, методологические основы. Для оценки каждого из индикаторов определены методы и методики расчетов.

Статистические данные о прибытии группируются по целям путешествия, видам используемого транспорта, месяцам заездов, регионами и странами. Эти показатели позволяют не только осуществлять мониторинг развития туристического рынка, но и оценивать предпосылки для управления процессами, которые на нем происходят, а также обосновывать мероприятия общегосударственного и местного воздействия на эти процессы по различным направлениям обеспечения устойчивого развития (экономический, социальный, экологический).

Статистические данные ВТО положен в основу исследования общих тенденций развития международного туризма и межрегиональных структурных сдвигов. Методические основы международной статистики туризма отражены в статистических документах ВТО, в частности в рекомендациях по статистике туризма «Концепции, определения и классификации для статистики туризма. Техническое руководство № 1 »(ВТО, Мадрид, 1995 г.) и комментариях составляющих регионов и субрегионов на сайте ВТО [437].

Число прибытий (отъездов) является основным показателем, характеризующим туристский движение. Учет объемов прибытий (отъездов) осуществляется в абсолютном выражении как количество поездок за определенный период. Однако абсолютные индикаторы размеров туристских потоков не позволяют судить об уровне туристской активности. Поэтому целесообразно рассчитывать относительный показатель количества прибытий на 100 человек, размер которого зависит и от общей численности населения.

Наряду с количеством прибытий (отъездов) в статистике туристских потоков используют другой показатель – продолжительность пребывания. Учет ночевок посетителей является важной составляющей многих методик анализа и прогнозирования развития туризма и с организационной точки зрения имеет определенные сложности. По этому поводу ВТО рекомендует руководствоваться двумя критериями: дата прибытия к месту назначения (дестинации) и дата выбытия из него, а путешествующая лицо фактически должна ночевать в месте назначения путешествия (отсутствовать на постоянном месте жительства).

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector