Главная » Политика » Понятие «туристический регион», «региональный туризм» и «туристский маршрут» в современном научном дискурсе

Понятие «туристический регион», «региональный туризм» и «туристский маршрут» в современном научном дискурсе

В географической энциклопедии Украины приводится следующее определение понятия “рекреационный регион” – это территориальная рекреационная система, в которую входят подсистемы длительного и кратковременного отдыха, санаторно-курортного лечения и туризма, а также управления обслуживания, транспорта, преимущественно в пределах экономического района. Рекреационный регион объединяет рекреационные районы, состоящие из подрайонов, отдельных курортов, природных парков, зон отдыха и центров туризма, и характеризуется территориальным сочетанием географических, бальнеологических и других признаков. Здесь приводится две схемы деления территории страны на четыре рекреационные регионы (Азово-Черноморский, Днепровско-Днестровский,

Карпатский, Крымский) и восемь рекреационных районов (Евпаторийский, Донецкий, Одесский, Приазовский, Приднепровский, Приднестровский, Феодосийский и Ялтинский). По этой классификации Луганская и Донецкая области формируют Донецкий рекреационный район, который в свою очередь входит в Днепровско-Днестровского рекреационного региона.

По этому поводу ученый В. Обозный высказывает мнение, что нельзя считать правильным ни с методической ни с практической точки зрения изучения студентами на соответствующих курсах различных схем регионализации Украины, и разработка именно с познавательно-учебной целью единой схемы регионального деления страны является одним из актуальных задач для ученых. В образовательной практике им предлагается опираться на опыт выделения естественно-хозяйственных и культурно-исторических регионов, существенно усовершенствовать саму схему регионального разделения Украины, ввести вместо дефиниции “регион” понятие “край”. Исследователем на территории Украины было выделено девять краев и Луганская область по разработанной классификации относится к Донецкому краю.

Продолжая выяснять содержание понятия “туристический регион” мы обратились к энциклопедическому словарю-справочнику по туризму, в котором приведены две трактовки этого термина. Согласно первой туристический регион рассматривается как “территория, которой принадлежат специальные учреждения и услуги, необходимые для организации отдыха, учебного процесса или оздоровления”. Туристическим регионом по мнению авторов может считаться как любой большой город, так и небольшой населенный пункт, имеющий памятники истории и культуры и другие объекты, которые привлекают внимание туристов. Регионы делятся на регионы широкой и узкой специализации. Разница между ними в том, что “выбор туристического региона широкой специализации можно считать случайным, поскольку сам регион не представляет для туриста интереса в отличие от региона с узкой специализацией, пребывание в которых туристом планируется заранее”. По второму определению туристический регион представляет собой группу стран, имеющих схожие условия развития и характеризуются общностью генезиса и взаимосвязью компонентов туристской индустрии.

Еще один подход к толкованию термина “туристический регион” представлен в монографии М. Борущак “Проблемы формирования стратегии развития туристических регионов”. По мнению автора, туристический регион – это географическая территория, гость или туристический сегмент выбирает с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Регион является единственным туристическим продуктом и конкурентоспособной единицей и должен управляться как стратегическая коммерческая единица.

Ученым также было установлено, что в основе возникновения различных подходов к определению понятия “туристический регион” лежит селективный выбор туристических признаков, детальный анализ которых позволил разделить регионы на четыре группы:

1) туристический регион определяется определенной туристической признаку (например, наличием туристического потенциала, уникальных природных или историко-культурных памятников и т.п.);
2) туристическим может считаться лишь тот регион, в котором обязательно производится туристический продукт;
3) чтобы называться туристическим регионом, территория должна соответствовать основным требованиям: иметь объекты туристского интереса (памятники истории и культуры, музеи, природные аттракции т.д.) в ее пределах должна существовать возможность предоставления необходимых для удовлетворения потребностей туристов услуг такого качества, на которую ожидает клиент (транспортное обслуживание, условия для проживания, организация досуга с соответствующим уровнем обслуживания);
4) регион следует считать туристическим, если использование и реализация туристических ресурсов осуществляется в соответствующем объеме, а набор предлагаемых туристических услуг значительно шире минимально необходимого, с учетом специфики конкретного туристического региона.

Таким образом, туристический регион представляет собой территорию, располагает объекты туристического интереса и предлагает определенный набор услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов. Как туристический регион могут рассматриваться и отдельный комплекс, и город, местность, курорт, район, область, страна или даже группа стран, которые турист выбирает цель своего путешествия.

В последнее время вместе с понятием “туристического региона” в туристском лексиконе укореняется также понятие “регионального туризма”, которое включает в себя два тесно связаны между собой аспекта: географический и социально-экономический. Первый отражает пространственное распределение рекреационных ресурсов, объем рекреационных потребностей местного населения и степень удовлетворения их в конкретном районе, а также возможности для привлечения внешних туристских потоков на данную территорию. Второй свидетельствует об уровне рекреационного развития территории, обусловившим место данного региона на отечественном и мировом туристском рынке, и социально-экономические условия, способные стимулировать или сдерживать развитие сферы туризма.

Стали характеристики туристской деятельности связаны, как правило, с уровнем национальных государств, имеющих четко зафиксированы границы. По направлению туристского потока традиционно отделяют выездной, въездной и внутренний туризм, при различных комбинаций формирует международный, национальный и туризм в пределах страны. А. Александрова считает, что такое разделение может использоваться на различных территориальных уровнях: глобальном, региональном, внутри страны и местном. При этом региональный уровень выступает как надгосударственный.

В диссертационном исследовании С. Никонорова региональный туризм трактуется как “уровень развития того или иного вида туризма основанного на использовании потенциала туристского региона”.

В энциклопедическом словаре-справочнике по туризму региональный туризм рассматривается как “туристская деятельность, характерная для конкретного региона совокупности стран или территорий с однотипными условиями развития туризма и схожим уровнем туристского освоения”. Этой точки зрения придерживаются также и российские ученые И. Зорин и В. Квартальнов.

В работе В. Кифяк встречается термин “внутрирегиональных туризм”, который вместе с пригородным и внутренним туризмом был отнесен автором к внутреннему туризму. Внутрирегиональные туризм был определен как “поездки и путешествия в пределах определенного региона”. Регионом в данном случае выступает как область, так и территориальная общность комплекса областей, объединенных общими культурно-историческими, природно-климатическими, экономическими или иными особенностями.

В Законе Украины “О стимулировании развития регионов” под понятием региона понимают территорию конкретной области, например Луганской. А следовательно развитие регионального туризма, необходимо характеризовать как развитие туризма в рамках именно этой области. По нашему мнению это определение более выгодным для применения в процессе подготовки студентов к проектированию региональных маршрутов. Мы считаем, что студенты, которые научились проектировать именно региональные туристические маршруты, используя алгоритм их проектирования, беспрепятственно смогут реализовать свой творческий потенциал и разработать аналогичный маршрут в любой другой области или сразу нескольких областях Украины.

Занимаясь исследованием избранной нами темы, мы также обратили внимание на содержание дефиниции “туристический маршрут”, который среди ученых и практиков туристической отрасли чаще рассматривается как “направление перемещения туристов”. Указанной точки зрения придерживаются украинские специалисты В. Кифяк, А. Любицева, Г. Михайличенко.

Согласно действующей в Украине нормативной документации туристический маршрут определяется как предварительно намеченный путь туристского путешествия (экскурсии, походы), что характеризуется определенным направлением передвижения туристов через географические пункты.

Однако существуют и некоторые вариации этого понятия. Так Н. Савина использует в своей работе термин экскурсионно-туристского маршрута, однако не приводит его определения, зато выделяет в его структуре понятия туристского маршрута и маршрута экскурсии. Так, по мнению автора, туристский маршрут – это заранее спланированная трасса передвижения туриста в течение определенного промежутка времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг, а маршрут экскурсии – это путь движения экскурсионной группы, связан с процессом показа объектов. Подобные определения туристического маршрута и маршрута экскурсии подаются в следующих изданиях.

Итак, региональный маршрут (или региональный туристский маршрут), по нашему мнению, следует рассматривать как предварительно намечен путь туристического путешествия в условиях определенного региона, характеризуется запланированным порядком передвижения туристов через географические пункты в течение определенного промежутка времени с целью предоставления им предусмотренных программой услуг.

Таким образом, исследовав базовые понятия “туристический регион”, “региональный туризм” и “туристский маршрут” мы пришли к таким выводам: На сегодняшний день в отрасли туристической терминологии существует множество определений этих трех дефиниций, и объясняется это тем, что каждый ученый в своих работах выделяет определенный, главный с его точки зрения, аспект исследуемой им проблемы. Однако считаем, что отсутствие единого определения рассматриваемых понятий становится препятствием получению студентами прочных теоретических знаний по дисциплинам, которые посвящены вопросам подготовки к проектированию региональных туристских маршрутов. Нами были определены оптимальные дефиниции, которые следует применять в педагогическом дискурсе. Перспективы дальнейших исследований заключаются в изучении базовых понятий туристической сферы, что позволит усовершенствовать понятийно-категориальный аппарат определенным дисциплинам, как основы качественной профессиональной подготовки будущих специалистов сферы туризма.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector