Главная » Политика » Проблема конкурентоспособности в экономике туризма

Проблема конкурентоспособности в экономике туризма

Последнее время проблему конкурентоспособности исследовали ученые Украины в основном применительно отраслей производственной сферы и торговли. Методические основы исследования конкуренции и конкурентоспособности содержат совокупность инструментов, позволяющих дать оценку этому экономическому явлению. Методические основы исследования позиционирования предприятия охватывают информационную базу, совокупность критериев и показателей оценки конкурентных позиций предприятия, основные методы и порядок их применения, факторы, обусловливающие конкурентоспособность предприятия.

Ученые, обобщая различные подходы к определению сущности понятия «конкурентоспособность», предлагают такие его характерные признаки, как поривняльнисть и динамичность (изменение во времени).

Динамичность конкурентного преимущества во многих случаях обуславливает эффективность функционирования субъекта (предприятия или дестинации) на различных этапах жизненного цикла и по своему содержанию, параметрами и показателями оценки может иметь собственный жизненный цикл. Как справедливо отмечает отечественный ученый Л. Лигоненко, отдельные этапы жизненного цикла конкурентного преимущества связаны с уровнем использования ресурсного потенциала субъекта [178, с 282]. В туризме это могут быть и отдельные составляющие ресурсного потенциала – природные ресурсы, персонал, качество туристического продукта и т.д. и эффективность конкурентной стратегии предприятия.

Чистые конкурентные преимущества особенно характерны для туризма. Они базируются на возможности доступа и использовании уникальных природных туристических ресурсов, которые иногда относятся к группе невосполнимых или восстановление которых является длительным во времени. Использование таких ресурсов обусловливает возникновение туристической ренты и соответственно формирование сверхприбыльности функционирующих предприятий.

Особое географическое положение и ландшафты, благоприятные климатические условия, богатый природный, исторический, культурный и другой туристско-рекреационный потенциал Украины создают широкие возможности для того, чтобы должным образом удовлетворить духовные, познавательные, лечебные и спортивные нужды туристов и обеспечить конкурентоспособность национального туристического продукта на мировом рынке постоянных форм туризма (экологического, зеленого, культурно-познавательного и др..).

В зависимости от объекта в туризме различают конкурентоспособность: туристского продукта; предприятия; области и страны. Каждая из указанных категорий в туризме имеет специфические черты и характеристики, методические подходы к оценке и прогнозированию, но общетеоретические подходы определения их сущности являются общими.

Конкурентоспособность туристического продукта может быть определена только в результате его сравнения с другим продуктом и является относительным показателем. Она отражает различие определенного продукта от продукта-конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для определения конкурентоспособности туристического продукта нужно не просто сравнить его с другими по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения собственной потребности.

Наиболее широко используется в экономической литературе определения конкурентоспособности предприятия как его относительной характеристики, отражает различия процессов развития предприятия по сравнению с предприятием-конкурентом как по степени удовлетворения своими товарами или услугами определенных общественных потребностей, так и по показателям эффективности хозяйственной деятельности.

Конкурентоспособность туристической отрасли определяется наличием у нее экономических, организационных и технических условий для формирования, производства и сбыта туристического продукта высокого качества, который удовлетворяет потребности определенной группы потребителей. Она достигается как за счет конкурентных преимуществ предприятий, так и за счет их взаимодействия.

Определение конкурентоспособности, если рассматривать ее только с точки зрения функционального назначения предприятия, имеет несколько разновидностей и сфер практического назначения.

В экономической литературе знаьйшло отражение определение лишь достигнутого уровня конкурентоспособности как единой характеристики конкурентного статуса предприятия. Практическая ценность такой характеристики не вызывает сомнения, поскольку позволяет правильно строить рыночную тактику предприятия, но эта характеристика не единственная. Конкурентоспособность должна отражать умение субъекта рыночных отношений не только создавать, но и удерживать конкурентные преимущества.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector