Главная » Политика » Ще один погляд на «туристику» – як наукову систему

Ще один погляд на «туристику» – як наукову систему

Научные исследования в сфере туризма сейчас находятся в стадии активного развития. Последнее время формируется понятийный аппарат новой научной системы, которая состоит из прикладных наук о туризме, а также дисциплин по организации обслуживания туристов (рекреантов). Поэтому целью данной публикации является систематизация информации по формированию «туристики» и основных ее понятий.

Анализ исследований и освещение собственного видения основных моментов данной проблемы. Теория функционирования туризма включает отдельные, равноценно весомые направления, решением которых занимаются ученые различных специальностей. Проводится анализ современного состояния туризма в странах Европы и мира в целом, изучается их опыт.. Научное познание в сфере туризма и рекреации происходит параллельно на трех уровнях:

1 уровень – эмпирический – идет накопление информации об имеющихся условия и закономерности развития туризма;

2 уровень – уровень теоретических обобщений – определение основного понятийного аппарата, объекта и предмета исследования, объяснения причин и возможных последствий туристско-рекреационной деятельности;

3 уровень – рекомендации внедрения теоретических обобщений.

Практика туристической и рекреационной деятельности побудила к формированию ряда новых понятий, таких как: “туристская”, “сфера туризма”, “социализация туризма”, “социальный туризм”, “индустрия туризма”, “туристский рынок”, “туристский продукт”, ” туристские ресурсы “,” рекреационные ресурсы “и др..

В конце ХХ века начал формироваться теоретический каркас новой науки “туризмологии”. Она интегрировала философский, социологический, экономико-социальный, правовой, исторический и др.. аспекты туризма. Сейчас в системе научных концепций развития туризма значительное место занимает соционика, социальная психология – как сфера человековедческих дисциплин, раскрывает взаимосвязь человека и общества.

Наряду с термином “туризмология” применяется термин “туристская”. По содержанию они, в общем, означают новую научную систему, которая охватывает два уровня: первый теоретический уровень – это отрасль в целом (ее структура, ресурсы, межотраслевые связи, закономерности развития, а также территориальная организация, управление, экономика и т.д. ), второй производственный уровень – это туристский субъект (туристическое предприятие) в частности и особенности его функционирования (рис. 1).

Под территориальной организацией туризма понимаем способ объединения структурных единиц, в результате которого формируется иерархия туризма. Управление туризмом – это система отношений между субъектом управления (Госкомтуризм, областное управление туризма и т.п.) и объектом управления – туристическим предприятием. Экономика туризма раскрывает систему отношений между производителем, посредником (продавцом) и потребителем турпродукта. Структура отрасли – это часть теоретического уровня туристики, характеризующий группы предприятий (первичные, вторичные и т.д.), которые образуют туристскую инфраструктуру – сеть туроператоров, турагентств, гостиниц (или др.. Средств размещения), предприятий ресторанного сервиса, музеев и т.п. , а также раскрывает взаимоотношения и роль в производстве турпродукта. Научные исследования данной работы непосредственно находится в пределах сектора “ресурсная база”.

Теоретическое изучение ресурсной базы развития туризма, отдельных сегментов туристско-рекреационной деятельности дает возможность установить закономерности развития и межотраслевые связи.

С позиции хозяйственного комплекса, данная отрасль состоит из трех основных равнозначно важных блоков-сегментов, без которых теряется ее сущностное содержание.

Решающим блоком является рынок ресурсов, создает предпосылки для развития отрасли. Они соответственно делятся на природные туристско-рекреационные ресурсы и ресурсы антропогенного происхождения (историко-культурные).

Туристско-рекреационная отрасль производит специфический продукт, который принято относить к категории “услуга”. Производство любого продукта имеет свой технологический путь и ориентируется на своего потребителя. Для того, чтобы туристско-рекреационный ресурс был переведен в категорию продукт и продан потребителю (туристу, рекреантов) как товар, должны быть созданы соответствующие условия для его потребления. Итак, туристско-рекреационный ресурс с помощью соответствующего набора инфраструктуры (которая выступает, с одной стороны, как антропогенный ресурс, входящий в турпродукта, а с другой – как средство производства турпродукта) и трудовых ресурсов (которые применяют соответствующий технологический процесс) переходит в готовый товар, который реализуется потребителю. Поэтому, следующим блоком выступает рынок турпродукта. К нему относится: во-первых туристическая инфраструктура, которая состоит из средств производства турпродукта (гостиничное хозяйство, транспорт, предприятия питания), во-вторых – сеть туроператоров и турагентов, которая объединяет в единый турпродукт (тур) продукцию предыдущих и реализует его .

Инфраструктура и трудовые ресурсы являются основными составляющими туристической индустрии. Трудовые ресурсы также имеют свою специфику. К ним относятся: менеджер турфирмы, работник гостиничного хозяйства, работник предприятия питания, инструкторские кадры, экскурсоводы, гиды, работники транспорта, медперсонал (работники санаториев, пансионатов и т.д.), работники управленческих структур, методисты, которые планируют и формируют туры, маркетологи, социологи и мн. Таким образом, трудовые ресурсы обеспечивают производственный процесс создания турпродукта и его реализацию.

Третьим блоком является потребитель (турист, рекреант), который формирует свой рынок (рынок потребителя) и соответственно выступает источником формирования спроса на определенный вид продукции (турпродукта).

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector