Главная » Регионы » Казань » «Такого трешевого опыта мы как организаторы еще не имели»

«Такого трешевого опыта мы как организаторы еще не имели»

Что за «Кино за 7 дней» сняли в Казани швейцарцы и иранцы и каких двух выдающихся женщин встретил в Татарстане продюсер «Generation П»

В Казани на церемонии закрытия XI международного молодежного кинофестиваля показали результаты проекта «Кино за 7 дней» — он проходил одновременно с фестивалем и позволил 10 командам из разных стран снять короткометражки на разных татарстанских локациях. О том, получилось ли у них хорошее кино, зачем иранской женщине возвращаться в Казань и как к проекту причастна Талия Минуллина, — в материале «БИЗНЕС Online».

«Такого трешевого опыта мы как организаторы еще не имели»

«ЭКШеН ЗАДЕЙСТВОВАН ТАКОЙ, КАК БУДТО В КАЗАНИ ПРОИСХОДИТ ЧТО-ТО НЕОБЫЧНОЕ»

7 дней, 7 минут, 9 стран, 10 команд и множество локаций в Казани и за ее пределами — в таком режиме в республике снимали «Кино за 7 дней», детище дирекции форума «Время кино», фонда «Кино и театр» и министерства культуры РТ. Как сказала замминистра Юлия Адгамова, глава ведомства Ирада Аюпова принимала непосредственное участие в реализации проекта, «сама его организовывала и ей очень дороги эти 7 дней». Руководитель «Времени кино» Альбина Нафигова признавалась журналистам, что в министерстве дали режиссерам полный карт-бланш. Нужен аэропорт — устроим! Съемки в купе и на вокзале — пожалуйста! Видимо, группы настолько пропитались свободным духом Татарстана, что с каждым днем съемок становились все раскованнее.

«Такого трешевого опыта мы как организаторы еще не имели, — продолжает Нафигова. — 10 творческих команд подошли к съемкам так, как будто создают 10 полнометражных фильмов с быстрой сменой локаций. Они уже давно вышли за пределы 10 локаций, которые обозначены на карте (Свияжск, декоративная деревня „Семрук“ в Лаишево, набережная озера Кабан, театр им. Камала, Кремль, нацбиблиотека, нацмузей, фабрика Алафузова и Лядской сад — прим. ред.), и поехали в Рыбную Слободу. В Лаишево вместо одной команды побывали три, все они бесконечно перемещаются по городу с такой бешеной скоростью! Экшен задействован такой, как будто в Казани происходит что-то необычное. Этот бешеный формат нам нравится, потому что он сродни духу молодежного фестиваля».

«Такого трешевого опыта мы как организаторы еще не имели»

Интересно, что председатель жюри этого фестиваля Питер Мурдмаа, дистрибьютор короткометражных фильмов и основатель эстонского центра короткометражного кино, считает такой режим как раз проблемой режиссеров и непониманием сути короткого метра. «В нем ты не задействуешь массовку и все остальное, потому что у тебя мало экранного времени и надо максимально его использовать, чтобы передать свой посыл. Разница между коротким и полным фильмом — как между поэзией и романом», — считает Мурдмаа.

Однако постановщики все-таки сняли свои ленты так, как посчитали нужным. Для фильма Татьяны Жуковой «Голодовка» собрали «стихийный митинг», да так достоверно, что постоянная посетительница таких мероприятий возмущалась, что ее не позвали, рассказала Нафигова. «Благодаря тому, что ритм съемок быстрый, все выглядит очень натурально», — считает она. Еще одним плюсом высокоскоростного съемочного процесса стала вовлеченность местных ресурсов — кинематографисты использовали татарстанскую технику, актеров, специалистов по максимуму. «Все ресурсы задействованы, мы сами удивляемся, что хватило — ведь параллельно еще и снимается полный метр „Я приду“ (победитель III всероссийского питчинга кинопроектов, получивший грант на 2 млн рублей от минкульта РТ  прим. ред.)», — добавляет Нафигова.

«Такого трешевого опыта мы как организаторы еще не имели»

ПЧЕЛЫ, МИТИНГИ И ОДНОПОЛАЯ ЛЮБОВЬ

Показ 10 получившихся короткометражек прошел после церемонии закрытия молодежного фестиваля вместо традиционного фильма-закрытия. Немецко-греческий проект «Айгуль» Димитруса Аргариу выглядит неплохой затравкой скорее для сериала о доброй девушке Айгуль, чем для полного метра. Напротив, фильм иранского режиссера Жасиде Голмакани можно вполне назвать законченным произведением — в нем четко прослеживается мысль автора, его творческое высказывание, а рассказанная история закончена и понятна: жительница Ирана возвращается в Казань спустя год после ЧМ по футболу, где впервые почувствовала себя свободной, оставляя в мусульманской стране мужа и детей и открывая дверь (в буквальном смысле) новой любви (любопытно, что это женщина). Идея фильма «Линн» Грейс Сиа так и остается непонятной — лента изобилует фразами из туристического проспекта и в целом диалоги прописаны слабо, хотя при тщательной доработке из нее может вырасти зрительское кино о студенческих межнациональных буднях.

Качественно сделана короткометражка швейцарца Йова Париша Bee honest («Пчестно»), которая забавно и небанально рассказывает о свидании молодого человека и девушки, встретившихся в приложении знакомств. В ней можно найти интересные детали (молодой человек получает уведомление о мэтче рядом с вывеской «9 месяцев», а подавившись пчелой, говорит девушке, что проглотил бабочку). Случайно или намеренно нашлось в фильме и место упоминанию 8 сентября (к счастью, без предвыборной агитации). Был убедителен в своей роли актер Театра.doc Николай Мулаков, а вот его партнерша по фильму, татарстанская актриса Мария Сивова, оказалась слабее в кадре, чем на сцене. Отметим, что фильм неожиданно срифмовался с набирающим популярность треком «Пчеловод» поп-группы Rasa (10-е место в российском чарте Apple Music, 6-е — в «Яндекс.Музыке»).

Московский режиссер Георгий Даниелянц (на его счету сериал «Чужой», несколько короткометражек и богатый опыт режиссера дубляжа) снял мистическую картину «Футурум», где сочетаются клубы густого дыма, казанские достопримечательности и бег мальчика по полю с подсолнухами. Возможно, при определенном усердии фильм вырастет в глубокое авторское кино, однако пока короткометражка о прошлом, настоящем и будущем вызывает ощущение недосказанности.

«Такого трешевого опыта мы как организаторы еще не имели»

Работа Жуковой «Голодовка», напротив, предельно понятная и четкая: чтобы завоевать любовь сверстницы, мальчик устраивает голодовку, причем с крупным плакатом и прямо под ее окном. Девочка решает выложить это в «Фейсбук», чем привлекает внимание самых разных активистов, и вот под ее окном уже стихийный митинг, за которым наблюдают правоохранители под прикрытием доставщиков «Хинкальной». Сперва фильм напоминает расширенный эпизод «Ералаша», но потом обрастает забавными деталями и выпуклыми образами (роль оперативника исполнил российский актер Иван Кокорин («9 рота»), а также одновременно смешными и грустными отсылками к московским митингам. Для съемок выбрали сквер Лобачевского и здание химического института, что само по себе интересный ход — не всем жителям Казани придет в голову использование студенческой локации в качестве городского двора.

Монгольский фильм «Мой отец в Казани» — достаточно прямолинейный, и в нем находится место и мелодраме, и коридорам театра им. Камала, и декоративной деревне Семрук, построенной для телесериала «Зулейха открывает глаза» и удачно продолжившей свой путь к в кинематографе. Во французских «Письмах Платонову» герой ищет таинственного создателя идеи вселенского храма Валерия Платонова и находит кукольного Льва Троцкого, а в «Башне» жительница Черкесска Сююмбике приезжает в Казань, чтобы увидеть башню имени себя.

«Я не был сторонником сегодняшнего показа, — признался продюсер проекта Станислав Ершов. — У ребят было всего пять дней, чтобы сделать короткометражное кино. Конечно, то что вы сейчас увидите, это work-in-progress, то есть неокончательные версии. Я вас прошу отнестись к этому с определенным пониманием. Вы находитесь в рабочей атмосфере кино и после того, как показ закончится и будут вручены призы, можете подойти к кому-то из съемочной группы и высказать свое мнение. У вас есть уникальный шанс, придя в кино, посмотреть и повлиять на то, какой фильм останется в истории». Действительно, несмотря на недостатки публичного анализа, он позволяет с помощью сторонних наблюдателей понять сильные и слабые стороны снятых фильмов и, возможно, их улучшить.

Также в своей речи Ершов (кстати, в его послужном продюсерском списке такие картины, как «Generation П» и «Дом солнца») поблагодарил министерство культуры Татарстана и лично Аюпову. «Она, к сожалению, сегодня не смогла быть с нами здесь, но поверьте, у вас потрясающий, очень смелый, талантливый, выдающийся министр культуры», — заявил продюсер «Кино за 7 дней».

«Такого трешевого опыта мы как организаторы еще не имели»

«ЕСЛИ БЫ ТАЛИЯ В СВОЕ ВРЕМЯ НЕ ПРИГЛАСИЛА МЕНЯ В КАЗАНЬ, ТО ПРОЕКТА БЫ НЕ БЫЛО»

В жюри проекта вошли продюсер Rezo Films Лоран Даниэлу, директор международного фестиваля в Тампере, киноакадемик Юкка-Пекка Лааксо, киновед Ханна Мироненко, гендиректор «Невафильм» Олег Березин и режиссер и продюсер Алексей Барыкин. Лучшим, по их мнению, фильмом стал «Футурум», второе место заняла лента «Будь честным», а третье — «Возвращение в Казань». Между ними был распределен призовой фонд в 1 млн рублей — сертификат на 500 тыс. вручили Даниелянцу, на 300 тыс. — Паришу и на 200 тыс. — Голмакани. Спецприз от минкульта РТ — картину с видами Казанского кремля — получила из рук Адгамовой открыточно-туристическая «Башня». Свой приз вручила и глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина, которая, по словам Ершова, и привезла его в Казань. «Сам попал в Казань первый раз благодаря не менее выдающейся женщине, которая живет в вашем городе, и сейчас хотел бы ее позвать сюда. Это руководитель АИР РТ Минуллина Талия Ильгизовна. Если бы Талия в свое время не пригласила меня в Казань, я бы сюда не приехал и проекта бы не было», — признался продюсер.

Минуллина вместе со зрителями смотрела все фильмы и к концу показа сформулировала свое мнение о лучшем. «Я не являюсь экспертом в области кино, но точно знаю: человек, который не знает своих корней, не имеет будущего. Поэтому хотела бы вручить наш приз зрительских симпатий команде из Монголии», — сказала глава АИР РТ. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» она рассказала, что фильм в будущем планируют показать на международных площадках и выпустить в прокат.

«Такого трешевого опыта мы как организаторы еще не имели»

«Сейчас мы приобрели огромное количество союзников среди международных команд. Почему выбрано так много стран? Чтобы они продвигали в своих государствах Казань и Татарстан в рамках soft marketing, мягкого продвижения. Сейчас весь мир маркетинга — комплексный и сложный, и чтобы продвигать территории, в том числе как инвестиционно привлекательные, нужно применять новые механизмы. Это, возможно, один из тех приемов, который нам поможет», — считает глава АИР РТ. Она добавила, что у заряженных молодых ребят из мирового сообщества есть задор, чтобы сделать что-то новое, интересное, и если в Татарстане есть площадка, где они могут такое сделать, то здорово. «Это нас продвигает как площадку для ведения бизнеса и инвестиций, так и туристическую локацию. Проект интересный, посмотрим, к чему это приведет», — заключила Минуллина.

Кроме фильма о поисках жителем Монголии отца в Казани, ей понравилась лента про иранскую женщину («Проживая в мусульманском регионе, я понимаю, о чем она говорила — может быть, очень отдаленно, но в чем-то ее понимаю»), а также картина Bee honest. «Она была снята качественно и с юмором. Я человек очень оптимистичный и позитивный, и мне кажется, что в жизни и так достаточно негатива, чтобы еще и ходить на него в кинотеатры. Поэтому лучше что-то позитивное посмотреть», — добавила наша собеседница.

Какой бы ни была дальнейшая судьба снятых в Казани фильмов, они уже достигли главного — показали, что столица Татарстана и окрестности отлично подходят для съемок фильмов самой различной тематики. И, возможно, система кинорибейтов, о которой не устает говорить Нафигова, однажды доберется и до столицы республики ради лучшего кинематографического будущего.

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector