Главная » Регионы » Казань » «То же самое, что с ТФБ»: у клиентов НАСКО сгорят 900 миллионов?

«То же самое, что с ТФБ»: у клиентов НАСКО сгорят 900 миллионов?

Лопнувшая страховая компания выдала больше миллиона полисов ОСАГО — на компенсации ее клиентам у РСА может уйти весь годовой доход

«Не успеваем разгребать завалы одних банков и страховщиков, как уже на голову летят новые обломки», — печалятся татарстанские юристы. Отзыв лицензии НАСКО может затронуть каждого пятого жителя республики: 90% полисов ОСАГО татарстанцы держат именно в этой компании, подсчитали эксперты страхового рынка. В числе пострадавших — и 143 туроператора. ЦБ уже готовит материалы для возбуждения уголовных дел. Что делать, если по полису НАСКО наступил страховой случай, выяснял «БИЗНЕС Online».

«То же самое, что с ТФБ»: у клиентов НАСКО сгорят 900 миллионов?

«когда у лидера рынка проблемы, это касается каждого пятого жителя республики»

После известия об отзыве лицензии у крупнейшей страховой компании Татарстана — НАСКО — прошло чуть больше суток. Известно, что в офис компании уже прибыли представители временной администрации. Картина последствий начала постепенно вырисовываться. Страховой портфель НАСКО по итогам 2018 года составил 9,2 млрд рублей. В том числе ОСАГО — 5,78 млрд рублей и иные виды страхования — 3,32 млрд рублей. Сюда входят в том числе страхование от несчастных случаев (469,5 млн рублей), ДМС (196 млн рублей), КАСКО (463,5 млн рублей), страхование прочего имущества юрлиц (1,1 млрд рублей), страхование прочего имущества физлиц (300 млн рублей), страхование гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору (93,2 млн рублей), страхование причинения вреда третьим лицам (87,1 млн рублей), страхование финансовых рисков (517,8 млн рублей). По данным открытых источников, клиентами НАСКО являлись 30 тыс. юрлиц и 700 тыс. физлиц. 

Несмотря на отзыв лицензий, у НАСКО продолжают действовать полисы обязательного страхования гражданской ответственности — владельцев транспортных средств (ОСАГО), владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии, а также перевозчиков за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте Центробанка. При этом компенсационные выплаты по ОСАГО будут осуществляться Российским Союзом Автостраховщиков (РСА), а прочие обязательные — Национальным союзом страховщиков ответственности. В Татарстане официальным агентом по выплатам РСА является компания ВСК.

Основной вид страхования в НАСКО был как раз по автогражданской ответственности, которая компенсируется. НАСКО по итогам 2018 года заняла 11-е место среди российских страховых компаний по сборам премий в этом виде страхования. Доля ОСАГО в портфеле компании составляла 62,6%. РСА уже объявил, что всего у НАСКО было 1 млн 53 тысячи действующих договоров ОСАГО, а на выплаты может уйти около 7 млрд рублей.

«Объем компенсационных выплат ожидается большой — он сопоставим с суммой средств, поступающих в резерв компенсационных выплат за год (это около 6 млрд рублей). По состоянию на 1 апреля 2019 года в резерве компвыплат РСА 14,6 млрд рублей, и средств, безусловно, хватит для выплат всем потерпевшим. Тем не менее, мы надеемся, что собственники страховщика не допустят некорректного ухода компании с рынка, и она не будет уклоняться от исполнения принятых на себя обязательств», — говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев

«То же самое, что с ТФБ»: у клиентов НАСКО сгорят 900 миллионов?

Отмечается, что потерпевшие в ДТП могут обращаться за компенсациями уже со вчерашнего дня, 15 мая. При этом участники аварий, ответственность которых по ОСАГО застрахована в компании с действующей лицензией, а ответственность виновника ДТП — в НАСКО, должны обращаться за выплатой к первому страховщику. 

«В первую очередь, это подрыв уважения ко всему страховому сообществу, — заявил „БИЗНЕС Online“ Альберт Ишбулатов, директор казанского филиала компании „Росгосстрах“. —  Это уже не первый отзыв лицензии у страховой компании, как и у банка. Но те клиенты, которые попадут в ДТП и имеют обязательный вид страхования, получат свою компенсации через страховую компанию-агента. В настоящий момент это ВСК. К нам уже представители некоторых компаний обратились, чтобы мы помогли с выплатами, чтобы никакого социального напряжения не произошло. Мы эту заявку приняли, сейчас идут процедуры согласования с РСА и Центробанком. Если нам скажут, что необходимо поучаствовать, мы обязательно поможем».

По словам Ишбулатова, Росгосстрах может взять на себя 100% клиентов в районах Татарстана — там, где у ВСК нет представительств, а в городе — 30-40 процентов. «Они (НАСКО — ред) являются лидерами рынка ОСАГО  — в РТ у них доля 90%. А когда у лидера рынка происходят проблемы, это коснется, как минимум, каждого пятого жителя республики», — говорит он.

«Клиент попал в ДТП — обращается в офис урегулирования убытков компании-агента, компания дает ему направление на ремонт к официальному дилеру, клиент ремонтируется, страховой агент оплачивает сумму ремонта», — тезисно обрисовал схему руководитель татарстанского «Росгосстраха».

«То же самое, что с ТФБ»: у клиентов НАСКО сгорят 900 миллионов?

«клиентам, которые были застрахованы на 900 млн рублей, придется нелегко»

Те же, кто заключал договоры добровольного страхования, рискуют лишиться своих выплат. Формально после введения временной администрации в СК и до ликвидации компании в виде банкротства она должна исполнять обязательства по заключенным договорам, то есть выплачивать страховку после наступления страхового случая. Но на практике это происходит весьма редко: временная администрация может отказать, и после этого владелец страховки должен обратиться в суд за возмещением, причем не упустив сроки исковой давности. Если стартует процедура банкротства, владельцы полисов должны будут встать в реестр кредиторов. Это наиболее частый вариант развития событий.

«Компенсация производится только по обязательным видам страхования. По всем остальным видам люди, скорее всего, ничего не получат. Их очень много: КАСКО, страхование имущества, грузов воздушных судов, водного транспорта и так далее (на сайте компании перечислены более 20 осуществляемых видов страхования — прим.ред.). Как после ликвидации банков, будут очереди за возмещением. То же самое, что было с Татфондбанком», — рассказал «БИЗНЕС Online» вице-президент Союза страховщиков Татарстана, директор ООО «Полиссервисконсалтинг» Рустэм Сабиров. Заметим, что, по логике, как и в случае с банками, остатки активов НАСКО частным кредиторам придется делить с теми самыми РСА и Национальным союзом страховщиков ответственности, так что рассчитывать можно только на мелкие крохи.

По оценке Сабирова, под удар попадут «тысячи и тысячи» клиентов, потому что у НАСКО был крупный розничный портфель. «По всей территории Татарстана в каждом районе свой филиал. Что они страховали у местных жителей? Понятно, что дома и машины. Так что, если сейчас будет ураган, дожди, пожары, все это имущество окажется непокрытым (страховкой). Видимо, им придется перестраховываться где-то», — говорит он.

По данным Ишбулатова, в НАСКО в прошлом году общий объем сборов без ОСАГО составлял около 900 млн рублей. (Судя по отчетности за 2018 год, страхование ОПО и перевозчиков «Наско» незначительно: полисов ОПО нет вообще, а портфель перевозчиков составляет всего 26 млн руб.) «Их доля — 4% на рынке без ОСАГО. Для сравнения, у Росгосстраха — 7 процентов. Но чтобы понять, сколько это в клиентах, надо знать, какая доля физлиц. У них средняя сумма на уровне 6 тысяч рублей. Но есть и большой портфель юридических лиц, у которых страховая сумма непонятна: можно застраховать гараж, а можно — целый завод», — говорит он. По клиентам, которые застраховали квартиры и дома, портфель составляет 110 млн рублей. Средняя сумма страховки — 5,5 тысяч рублей.

«То же самое, что с ТФБ»: у клиентов НАСКО сгорят 900 миллионов?

«Это очень сильный игрок был, и я лично очень опечален. Нам с ними очень комфортно было работать как с партнерами. Несмотря на то, что это была конкурирующая компания, мы все равно считали их партнерами, потому что в районе мы вынуждены были сообща работать, чтобы оказывать качественные услуги как по выплатам, так и по продажам. Поэтому всем клиентам, которые были застрахованы на 900 млн рублей, нелегко придется, если у них произойдет страховой случай. Будет опубликован распорядок, куда клиентам надо будет обращаться по добровольным видам страхования. Они будут вынуждены не сразу обращаться в страховую компанию, а пытаться урегулировать все в судебном порядке. Самое главное — верить», — заключил Ишбулатов.

А порядок включения в реестр кредиторов в случае банкротства татарстанцам уже печально известен по следам Татфондбанка. «Кредиторам необходимо включаться в реестр требований. Свои требования нужно адресовать временной администрации или конкурсному управляющему (АСВ), — говорит Айнур Ялилов, партнер юридической компании „Шаймарданов и партнеры“. — Процедура такая же, как при банкротстве банков, российских граждан даже учить не надо, у каждого второго есть печальный опыт».

«Мы не успеваем разгребать завалы одних банков и страховщиков, как уже на голову летят новые обломки. И уже непонятно, где выкорчевание гнилых пней, а где просто передел рынка и активов, или вовсе решение политических задач.  И встают резонные вопросы, как же все эти учреждения появились и как существовали? Кто проверял отчетности? Если проглядели, то это вопрос компетентности и квалификации проверяющих. А если все всё понимали и видели, то это наталкивает на определенные подозрения. К чему такой регулятор?» — рассуждает Ялилов.

БИЗНЕС Online выслал запрос в ЦБ РФ с просьбой о дополнительных комментариях, но на момент публикации ответ не поступил. Однако сегодня стало известно, что падение НАСКО может породить и уголовное дело. «Мы готовим обращения в правоохранительные органы с учетом того состояния активов и документов компаний, которые мы получили, когда туда стала входить временная администрация», — заявил ТАСС зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин в кулуарах Петербургского международного юридического форума.

«То же самое, что с ТФБ»: у клиентов НАСКО сгорят 900 миллионов?

Удар по 143 туроператорам

Одна из категорий пострадавших от отзыва лицензии «Наско» — это туроператоры, застраховавшие отдых своих туристов. Накануне Ростуризм предупредил туроператоров об отзыве лицензии НАСКО. «Федеральное агентство по туризму уведомляет туроператоров, заключивших с АО „НАСКО“ договоры страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, о необходимости представления в Ростуризм в срок не позднее 45 календарных дней документа, подтверждающего наличие у туроператора надлежащего финансового обеспечения своей ответственности», — говорится на сайте ведомства. То есть 143 компании должны найти нового страховщика до 1 июля, в противном случае их исключат из единого федерального реестра туроператоров.

Среди пострадавших, например, «Центр туризма «Согласие» — бывшее юрлицо туроператора «Натали Турс», ныне работающее под брендом New Travelers, подчеркивает Ассоциация туроператоров России.

Директор туроператора «Компаньон СП» Сергей Пасечник в разговоре с «БИЗНЕС Online» предупредил, что быстро найти новую страховую компанию — непростая задача. «Был период, когда мы работали с „НАСКО“, но сейчас работаем с другими, — рассказывает он. — Не все страховые компании берутся страховать туристические агентства и туроператоров, потому что считают это повышенным риском. Круг таких страховых компаний ограничен. Поэтому туроператоры не так легко и сразу найдут себе страховую компанию на приемлемых условиях».

При этом Пасечник не видит проблем для клиентов, застраховавших свой отдых индивидуально. «Если кто-то уже выкупил путевку и застрахован в НАСКО, а НАСКО в этот период отказывается выполнять свои обязательства, в этом случае мы можем предложить клиенту дополнительное страхование. Это, грубо говоря, евро в день, страхование от несчастного случая за рубежом», — говорит он.

Интересно, что на сайте НАСКО до сих пор не появилось сообщение об отзыве лицензии. Последняя размещенная на сайте компании новость была посвящена тому, что СК предлагает выгодные условия по страхованию дома и имущества с началом дачного сезона, а также о том, что АО «НАСКО» направило в Департамент страхового рынка Банка России актуальную информацию о текущем состоянии и значимых событиях в жизни страховой организации. Напомним, в приказе, опубликованном на сайте ЦБ было четко оговорено, что компания обязана не позднее рабочего дня, следующего за днем вступления в силу решения об отзыве лицензии (то есть не позднее 15 июня), уведомить страхователей об отзыве лицензии и факте досрочного прекращения договоров страхования. 

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector