Главная » Политика » Торговля: дефиниция понятия и характерные особенности

Торговля: дефиниция понятия и характерные особенности

Несмотря на многовековую историю, сегодня среди ученых не сложилось единого мнения относительно определения термина “торговля”. Так, в фундаментальных учебниках по организации торговли для студентов высших учебных заведений вообще отсутствует дефиниция термина “торговля”.

В учебном пособии “Теория и практика торгового обслуживания” дается следующее определение торговли – “это та отрасль бизнес-деятельности, в которой доход и прибыль создаются не в результате производственной, а посреднической деятельности, т.е. в результате разницы в ценах: между ценой, которую получает производитель , и ценой, которую платит потребитель”.

В Экономической энциклопедии под торговлей понимается форма обмена товаров, при которой движение их из сферы производства в сферу потребления или изменение одного владельца товара другим происходит на основе купли-продажи. Это одна из важнейших отраслей экономики, что обеспечивает экономичную связь между производством и потреблением, отдельными отраслями и предприятиями, отдельными районами страны и между странами. По нашему мнению, такая трактовка торговли хотя в целом и правильное, но не достаточно полное, поскольку торговля – а прежде всего вид общественно полезной деятельности.

Требует, по нашему мнению, уточнения и дефиниция торговли как “формы обмена продуктами труда и услугами, исторически обусловлена ??возникновением и развитием товарного производства”. Дело в том, что обмен продуктами может носить натуральный характер, а торговля предусматривает осуществление обмена с помощью денег.

Наличие различных подходов к определению понятия “торговли”, по нашему мнению, объясняется тем, что как один из видов экономической деятельности по своей сути и форме торговля относится к сложных экономических систем, а разные авторы рассматривают ее как:

– Процесс;
– Сферу отношений;
– Отрасль экономики.

Торговля как процесс означает движение товара от его владельца к покупателю с соблюдением определенных условий передачи потребительной стоимости из одних рук в другие в обмен на деньги. Главной характеристикой торговли в этом смысле является обмен с целью удовлетворения имеющихся у субъектов торговых отношений потребностей. Во-вторых, торговля – это совокупность отношений и сфера отношений, неизбежно возникающих в процессе взаимодействия продавцов и покупателей и обслуживающих их структур. Выступая важнейшей подсистемой в системе потребительского рынка, торговля объединяет множество участников, организуется по своим принципам, имеет свои цели, функции и задачи. В-третьих, торговля – это отрасль народного хозяйства, которая построена на принципах экономической целесообразности и выполняет специфические функции в механизме общественного разделения труда.

Учитывая изложенное, при определении торговли, по нашему мнению, следует учитывать также следующее:

– Торговля, прежде всего, является видом деятельности, связанным с получением прибыли, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже;
– Предметом обмена могут быть не только товары в натурально-вещественной форме, а также и услуги, рынок которых в последние годы стремительно развивается. Однако ни в одном определении этот факт не находит своего освещения.

Исходя из изложенных предпосылок, по нашему мнению, можно дать следующее определение: торговля-это вид общественно-полезной деятельности по обмену товаров и услуг путем купли-продажи с целью получения прибыли.

Основной задачей торговли является организация распределения и движения товаров из сферы производства в сферу потребления. При этом должна быть обеспечена своевременная предложение товаров в нужном месте, в достаточном количестве, необходимого ассортимента и надлежащего качества.

Для реализации этой задачи торговля выполняет ряд функций, основными из которых являются: распределение и продвижение предметов потребления в пространстве, сохранение товаров во времени (синхронизация ритма производства и потребления), установление равновесия объемов производства и потребления; ориентация на требования потребителей к качеству продукции, формирование товарного ассортимента; освоение новых рынков и стимулирование сбыта, предоставление информации о рынке, предоставление разного рода сервисных услуг.

В условиях рыночной экономики торговля играет активную роль в экономике любого государства. С ее помощью производители получают достоверную информацию относительно объема и структуры спроса потребителей на товары народного потребления, в результате чего стимулируется производство соответствующих товаров. И, наоборот, торговля побуждает новый спрос, осуществляя рекламу новых изделий и их продвижение на рынке. Таким образом, торговля выступает как организатор рынка потребительских товаров и торговых услуг.

Специфика торговой отрасли и ее социально-экономическая роль на потребительском рынке обусловила необходимость рассмотрения услуг торговли в широком и узком смысле слова, а в зависимости от характера их дифференциации – на общие и конкретные. В общем смысле понятие “услуги торговли” предусматривает организацию и осуществление обслуживания покупателей в процессе купли-продажи потребительских товаров, ориентированных на массовые, усредненные запросы населения. Конкретный характер торговой услуги обусловлен взаимодействием торговли с конкретным покупателем, возможности, запросы, опыт, социальный статус и потребительские ожидания которого индивидуализированы. Таким образом, в рамках оказания общей услуги, торговли необходимо учесть и конкретный характер торговых услуг, предусматривает различный вариант предложения “товар-услуга” и разный уровень их выполнения. Современные покупатели ориентированы на максимизацию ценности и обращаются в условиях конкуренции до того продавца, который может оказать ему услугу, которая представляет наибольшую ценность для покупателя.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector