Главная » Политика » Туристический бизнес – этический критерий

Туристический бизнес – этический критерий

В последние годы внимание к моральным аспектам бизнеса значительно усилилась. “Мы считаем, что бизнес, как и любая другая человеческая дело, должно осуществляться с учетом этики”, – справедливо отмечают американские ученые Р. Фредерикта Е. Пертри.

В содержательном исследовании, посвященном моральной регуляции предпринимательской деятельности, Т.А. Гугнин обосновывает тезис о том, что современная этика предпринимательства одновременно выступает как “элемент рыночного мировоззрения” и как отдельная “отрасль социокультурного знания”. Не отрицая этот тезис в целом, заметим, что более корректным является постановка вопроса о том, что предпринимательская этика является “специфический вид профессиональной этики”, моральный норматив тех субъектов предпринимательской деятельности, сознание которых определяется не только стремлением получить хорошую прибыль, но и чувством социальной ответственности и справедливости собственной деятельности. Именно эта мысль нашла широкую поддержку в трудах современных экономистов, политологов и обществоведов, социологов и этиков – М. Веласкеса, П.Козловськи, Т. Герета и Р. Клоноськи и многих других. По данным Интернет, проблематике этики бизнеса посвящено 595 сайтов.

Тенденция поиска нравственных основ бизнеса стимулируется целым рядом причин. Среди них – многочисленные факты злоупотребления и мошенничества предпринимателей, вредного в общественной и воспитательном значении практики, к которой причастны огромные массы людей. Общественное мнение не может примирительно к этому относиться и активно удается именно в моральных оценок такой практики и поведения. Вопрос о необходимости использования этических критериев бизнеса инициируют и специалисты менеджмента, которые обращают внимание на существенные проблемы в деле профессиональной подготовки современных менеджеров. Так, по оценке Харальда Ливитт, из американских школ бизнеса нередко выходят люди “с искривленным мозгом, ледяными сердцами и засохшими душами”. Понятно, что такие специалисты не способны удовлетворительно осуществлять социальную функцию бизнеса вообще и в туризме особенно.

Возьмем, например, гостиничный бизнес. Понятно, что и в нем вопрос рентабельности, прибыли и т.п. является главным. Но увагадо туриста, чуткое отношение к его запросов, учета культурных привычек и потребностей – это одновременно и нравственное отношение. И не случайно подавляющее большинство иностранных туристов предпочитают тем населенным пунктам, где прежде развита индустрия гостеприимства. Важное значение для них имеет ощущение уюта, непринужденной внимания, заботы. В туристском бизнесе нет мелочей. Так, обязательным требованием по персоналу отеля обладание распространенными иностранными языками, знакомство с культуроюта бытом тех стран, из которых прибывают туристы. “Накануне приезда гостя мы ставим в номере свежие фрукты, а если наш клиент из Саудовской Аравии, то в его номере должны быть сушеные фрукты и орехи. Азиатов имеет” встречать “зеленый чай, а австрийцев – пиво Forester и овощи, – несет американский управляющий отелями Чан Мардикс. – Мы предоставляем кимоно японским гостям, а мусульманин обязательно найдет в своем номере Коран и место для молитвы “.

Подчеркнутое внимание к культуре туриста, ее толерантное восприятие как равнозначной культуры другого “ценностного мира” оказывает позитивное влияние на работника сферы туристских услуг. Вследствие этого происходит совершенствование всех участников туристского процесса. Осуществляя этическое образование специалистов предпринимательской деятельности, следует внимательно изучить “полученный опыт” использования моральных принципов такой деятельности. Так, в России и в Украине в середине XIX века широкий размах приобрело благотворительность и меценатство, мотивом которых была попытка проявить себя в социально значимых областях общественной жизни (“социальное служение предпринимательства”). В условиях общества, модернизируется, такой опыт имеет большое значение.

В последнее время заметно усилился интерес к практике внедрения моральных принципов в предпринимательскую деятельность общества “незахидноготипу”. “Буддийская экономика, – пишет Э. Шумахер, – очень отличается от современной материалистической экономики, постольку видит сущность цивилизации не в приумножении потребностей, а в очистке самого человека”. Квинтэссенцией идей “буддийской экономики” является концепция “срединного пути”, которая основывается на таких ценностях, как “красота малого”, “правильный образ жизни”, умный стандарт потребления. Как отмечает А.С. Агаджян, для указанной экономики потребления не является целью само по себе, а “моральная цель остается превыше всего, материальное благосостояние лишь вспомогательное”.

Таким образом, для современного предпринимательства, которое развивается в ситуации рыночных отношений, в том числе в сфере туризма, актуальной является ориентация на моральные принципы, этические критерии. Важной задачей общественного значения является “формирование нравственной легитимности постсоветского предпринимательства”, в том числе и на территории Украины.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector