Главная » Политика » Туризм – демократическая форма человеческих контактов

Туризм – демократическая форма человеческих контактов

Туризм – демократическая форма человеческих контактов, его главная цель-укрепление и умножение гуманистического потенциала сообщества, содействие миру и согласию между народами. Это кредо туризма четко просматривается, в частности, в тематических лозунгах Всемирного дня туризма, ежегодно проводимых в странах – членах ВТО. Вот некоторые из них: “Вклад туризма в сохранение культурного наследия, укреплении мира и взаимопонимания” (1980), “Туризм – важный фактор мира на земле” (1986), “Туризм создает единство в мире” (1989), “Связь , информация и образование – движущие факторы развития туризма “(1991),” Туризм – фактор растущей социально-экономической солидарности и сближения народов “(1992),” Туризм – фактор мира и толерантности “(1996),” Туризм: сохранение мирового наследия нового тысячелетия “(1999),” Технологии и природа: два актуальных аспекта развития туризма на рассвете XXI века “(2000),” Туризм – инструмент мира и диалога между цивилизациями “(2001),” Экотуризм – ключ к устойчивому развитию “(2002 ), “Туризм: движущая сила преодоления бедности, создание рабочих мест и социальной гармонии” (2003).

Проблема единства мира, общественной солидарности – это прежде всего вопрос о возможности согласия среди людей. При этом речь идет не о согласии идеальных, высоко сознательных личностей, а вполне конкретных людей, живущих непростой жизнью, полным социальных конфликтов, общественных противоречий, собственных драматических событий. Особая социальная ценность и значимость туризма как инструмента коммуникативной культуры как раз и заключается в том, что он способен играть миротворческую роль в ситуациях международных и других конфликтов, быть стабилизатором гражданской согласия, фактором добрососедства, дружбы и взаимопонимания людей.

Общество XXI века остро страдает от приобретенного социального иммунодефицита – коммуникативной ограниченности, недостатка искреннего человеческого общения. Надежды идеологов “информационного общества” на то, что система массовой, глобальной теле-радиокоммуникации естественно усилит человеческое единство, к сожалению, не оправдались. Будучи свидетелем радости или скорби других людей, личность, лишенная непосредственных контактов с ними, не имеет возможности пережить общую радость или высказать искреннее сочувствие и остается самым изолированным индивидом, если даже она и подключена к системе Интернет. Современная коммуникативная культура остро нуждается непосредственных диалогических связей. Диалог, который включает в себя все накопленное человечеством коммуникативное богатство – беседу и спор, конкуренцию и сотрудничество, тираду и оппонирование – развивает в личности как самоуважение, так и уважение других. Турист, как правило, – это человек “диалогического стиля”.

Поэтому туризм справедливо рассматривается в широких слоях украинского общества как действенный фактор, объединяющий нацию. Он, благодаря своей гуманистической функции, способствует согласию и единства в обществе.

Формирование подлинной культуры общения – дело непростое. Однако крайне необходима, так как общение – определяющее условие существования людей как общественных существ. Толерантность, такая нужная в микросреде – семья, соседи, объединение сотрудников, тем более необходима в отношениях представителей разных социальных систем, носителей разного вероисповедания, убеждений и представлений. Туризм способен примирять людей, его коммуникативные, гуманистические возможности позволяют обеспечивать “интерсубъективной согласование и истины” (К.О. Аппель}, добиваться обоснованного консенсуса, т.е. разумной согласия. Но эти возможности не реализуются автоматически, они требуют определенных волевых усилий, желание договариваться, психологического настроя на доброжелательные контакты.

Коммуникативная культура требует специальных знаний, в том числе социальной этики и социальной педагогики и психологии, умение вести устный диалог, ознакомления с его обязательными правилами и требованиями. Конечно, речь не идет о какой-то специальный тренинг для обычного туриста, который, кстати, как правило, и не задумывается над подобными вопросами, а хочет во время туристской поездки удовлетворить свои интересы или просто содержательно отдохнуть (оздоровительный туризм). Но для специалистов, профессионально работающих в сфере туризма, знание специфики коммуникативной культуры, социальных, гуманистически ориентированных функций туризма – обязательный признак их компетентности.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector