Главная » Политика » Туризм как фактор совершенствования отраслевой структуры региональной экономики

Туризм как фактор совершенствования отраслевой структуры региональной экономики

Сфера туристических услуг находится в тесной взаимосвязи с такими ключевыми секторами регионального хозяйственного комплекса, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров массового потребления и многие другие, выступая катализатором комплексного развития территории. Во многих странах и регионах туризм, как форма рекреации, является основным источником доходов тогда, когда отсутствуют или исчерпаны природные и социально-экономические предпосылки для развития промышленности или сельского хозяйства.

Известно, что к процессу предоставления туристических услуг приобщаются продукты разнородных отраслей и видов деятельности как материального производства, так и непроизводственной сферы. Номенклатура таких продуктов чрезвычайно широка и разнообразна, более того, в современных условиях она постоянно расширяется, пополняется и видоизменяется. Результатом этого становится диверсификация и развитие большинства сфер и отраслей хозяйства, которые формируют отраслевую структуру экономики страны или региона. Однако украинские реалии требуют более активного вмешательства в эти процессы и построения такого соотношения отдельных отраслей, при котором потребности хозяйственного комплекса в определенных видах продукции на региональном уровне удовлетворялись бы с наименьшими затратами общественного труда и в кратчайший период времени. Актуальным для многих регионов является не столько развитие отдельных отраслей, сколько обеспечение функционирования диверсифицированных межотраслевых комплексов, что характерно для современной рыночной экономики. Таким образом, определяется проблема поиска путей эффективного управления совершенствованием отраслевой структуры регионального хозяйства и детального изучения факторов, влияющих на него.

Различные аспекты региональной экономики и пути ее стабильного и устойчивого развития в Украине исследуются и освещаются в трудах многих ученых, в частности Г.Балабанова, П.Беленького, В.Евдокименка, В.Кравцива, В.Павлов, В.Пилы, Д.Стеченка, О.Чмир. Важную роль в исследовании данной проблематики играет научная школа, созданная М.Долишним в Институте региональных исследований НАН Украины. Общим и специфическим вопросам развития туризма и сферы рекреационных услуг посвящены научные труды таких отечественных ученых и специалистов, как В.Безносюк, И.Гаврилишин, В.П.Герасименко, В.Кифяк, М.Крачило, О.Любицева, Ю.Правик, В. Федорченко, Л.Черчик, Н.Чорненька, И.Школа, Л.Шульгина и др.. Среди исследований на эту тему, которые осуществлялись иностранными учеными, следует отметить труды М.Биржакова, Я.Варшинськои, А.Дуровича, И.Зорина, В.Квартальнова, Ф.Котлера, Р.Павлусинськи, А.Ягельського. Несмотря на большую научную работу, которая проводится в этой сфере, требуют углубления вопросы развития и особенностей функционирования отрасли туризма как формы предпринимательства в региональной экономике.

Значительное количество публикаций посвящается вопросам региональной политики и государственного регулирования сферы туристических услуг. Замечено, что государственное вмешательство имеет разную силу в зависимости от уровня экономического развития – в развивающихся странах, рекреация имеет приоритетное значение для правительства, который держит в руках также и развитие рекреационной инфраструктуры; в постиндустриальном развитых странах влияние государства относительно меньший, здесь сильнее частный сектор , который обеспечивает эту сферу инфраструктурой и маркетинговыми материалами.

Отдельное внимание уделяется роли туристического мультипликатора, который, по мнению В.Гуляева, является коэффициентом косвенного влияния туризма на социальную и экономическую сферу данной отрасли на региональном уровне. Сегодня в мире существует несколько теорий и моделей расчета туристического мультипликатора для различных отраслей экономики. Эти теории базируются на общих мультипликативных моделях, разработанных известными учеными-экономистами Дж.М.Кейнсом, П. Самуэльсоном, С.Фишер, Х.Рюттером, Б.Арчером, С.Оуеном, Х.Клементом. Позже анализ существующих методик нашел отражение в исследованиях таких ученых-экономистов, как Ю.Хойо, К.Озава, Дж.Бодлендер, М.Герти, В.Гуляев, В.Сапрунова. В трудах этих ученых, учитывая общеизвестные мультипликативные модели, приводятся методики расчета различных видов туристических мультипликаторов. К сожалению, в Украине со стороны отечественных исследователей туристической отрасли не уделяется достаточно внимания вопросам мультипликативного эффекта на туристическом рынке.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector