Главная » Политика » Туризм как феномен XXI века

Туризм как феномен XXI века

Характеризуя туризм как “феномен XXI века”, его исследователи и эксперты приводят убедительные аргументы, подтверждающие правомерность такого обобщения. В 2002 году международные путешествия совершили 715 000 000 человек. А если к этому добавить внутренние туристские поездки и экскурсии, то оказывается, что более трети всего населения земного шара находится сейчас в статусе туристов. Туризм сегодня превратился в мощную отрасль общественного производства. Согласно данным ВТО по темпам развития туристская индустрия вышла на одно из первых мест среди других отраслей мировой экономики. Туризм дает 12 процентов мирового валового национального продукта, его доходы в 2002 году составили 474 млрд долларов США. Именно туризм дал возможность многим странам преодолеть или существенно смягчить экономический кризис, подтянуть все другие отрасли экономики [7]. При этом туризм выполняет важную общественную функцию – обеспечивает занятость населения. По экспертным оценкам ВТО в мировом туризме занято около 260 млн человек. В Украине, где туризм еще не достиг высокого уровня, в этой сфере работает около 1,8 млн человек, используется почти сотня совместно со смежными профессий и специальностей. При этом туристская индустрия Украины работает бездержавнихдотаций. После достижения независимости имидж Украины в мировом туристском обществе стал более привлекателен. Свидетельством роста ее авторитета стало вступление Украины в Всемирной туристской организации. Приветствуя это, генеральный секретарь ВТО Франческо Франжиалли подчеркнул: “ВТО укрепилась благодаря вступлению в нее пятидесятимиллионного Украина”.

Свидетельством высокого авторитета Украины в международной туристской сообществу стало ее избрание в состав руководящего органа ВТО-Исполнительного совета. Украина сейчас председательствует в совете стран-участниц Содружества Независимых Государств по туризму. Повышению имиджа государства способствовало установление Указом Президента Украины от 21 нересня 1998 Дня туризма, который ежегодно широко отмечается по всей стране 27 сентября. Расширению туристического обмена между нашим ближайшим соседом и стратегическим партнером – Российской Федерацией способствовало и провозглашения 2002 Годом Украины в России, а 2003-го – Годом России в Украине. В 2002 году с 6 млн иностранных туристов, посетивших Украину, 46% составляли русские.

Экономическая прибыль туристской индустрии – весомый. Время чрезмерное подчеркивание денежного критерия эффективности туризма, усиленная эксплуатация категорий “прибыль”, “индустрия”, туристский продукт “,” рыночная цена “не должна дезавуировать социально-гуманистического аспекта туристской деятельности. Подробнее. Того, сучаснагуманитаристика, обществоведение в целом как Шизначальну парадигму развития цивилизации XXI века опре-ТАЭ ориентацию на “постматериальные” ценности. Самый термин “инду-ВТриализм” рассматривается как некий архаизм, отголосок прошлого. Еослидникив “феномена туризма” все чаще привлекают культурно-образовательные, нравственные, духовные возможности туризма, проблема повышения не только экономической, но и социальной эффективности.

Какие мотивы заставляют человека совершать туристские вояжи? Сравнительно небольшая часть туристов отправляется в поездки ради материальных выгод (шоп-туры). Подавляющее большинство руководствуется совершенно иными мотивами: познакомиться с культурой и обычаями других народов и стран, увидеть их исторические памятники, прикоснуться к ценностного мира других людей. В этих мировоззренческом, познавательном, информационном аспектах туризма и заключается его гуманистическая сущность. Средствами, которые присущи именно туристской деятельности – экскурсии, знакомство с достопримечательностями, пребывание в семьях, встречи по интересам, профессиональные знакомства (социальный туризм), посещение святых мест и т.д. [8], туризм способствует развитию самосознания личности, позволяет ей лучше понять мир, осознать собственную жизненную позицию относительно социальных событий и по-июдження людей, свидетелем которых он является. Особенно важно это для правильной оценки конфликтных явлений, на которые так богат наш время. В ходе туристских контактов их участники осваивают новые “модели мышления”, совершенствуют умение доводить персональную точку зрения, аргументировать ее [9].

Понять себя, самоидентифицироваться можно только вглядываясь в других, общаясь с ними, чувствуя их “сопротивление” или положительную реакцию. Коммуникативная культура, реализуется средствами туризма, обеспечивает вхождение человека в мир жизненных проблем, работы, быта, досуга других людей, различных по своим культурным традициям, социальному положению, убеждениям, жизненным опытом.

Выполняя информационно-коммуникативную функцию, межличностное общение выступает важным звеном процесса взаимопонимания, что, в свою очередь, обеспечивает в конечном итоге общественную и международную солидарность. В этом отношении туризм имеет немало преимуществ перед другими формами человеческих контактов. В бизнесе, например, такое понятие этики, как доброжелательность, практически отсутствует. Жестко прагматичный характер бизнеса, законы конкурентного выживания наиболее “юрких” и “умелых” не оставляет места для сочувствия, для сентиментальной чувствительности вообще. Не отрицая “повседневных этических норм” – справедливость и честность, – теоретики бизнеса утверждают, что бизнесмен не обременен какими-то обязанностями предотвращать ущерб другой, заботиться об интересах конкурента. “Социальный долг бизнесмена – умножать доходы”, – пишет Милтон Фридман. Задача бизнеса – “делать больше денег, приспосабливаясь к воплощенным в законах и этических традициях базовых норм общества”. Политика также отличается крайней целесообразностью, вследствие чего Макс Вебер утверждал, что политика принципиально несовместима с моралью. Цилерациональнисть, прагматизм бизнеса и политики, обусловленные законами конкуренции, соперничества, правилами “игры”, требованиями определенных процедур, объединяют людей временно, ситуационно, условно, протокольно.

Человеческие отношения, которые обеспечиваются туризмом, основываются совсем на других представлениях. Они, как правило, не запрограммированы, открытые, у них значительно больше непосредственности, человечности, тепла, сердечности.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector