Главная » Политика » Усложнение процессов функционирования туристического рынка

Усложнение процессов функционирования туристического рынка

Усложнение процессов функционирования туристического рынка, повышения роли туризма в национальных хозяйствах и мировой экономике стимулировали создание научно-исследовательских и образовательных институтов по направлению экономики туризма: Института экономики туризма и транспорта при Высшей школе по экономике, праву и социальных наук в г. Сен-Галлен, исследовательского Института по проблемам свободного времени и туризма при Бернском университете (Швейцария), Европейского института туризма при университете в г. Трир, факультета экономики Высшей школы в г. Мюнхен, Института по проблемам туризма в г. Штарнберг (Германия) и др..

Наряду с терминами «продукция» в промышленном производстве и «товар» в торговле возникает новое экономическое понятие – «туристический продукт». Ученые из маркетинга в туризме называют его особым товаром и определяют специфические особенности. Нынешние экономисты дискутируют по поводу производственного или непроизводственного характера труда.

Значительный толчок развития экономической науки предоставило учение А. Смита о конкуренции, а обнаруженные им общие экономические принципы и закономерности органично вошли в туристический сектор экономики. Появление в первой половине XX в. первых работ в области менеджмента и маркетинга существенно обогатили его фундаментальные основы учения о конкуренции, оказали экономической науке новый импульс для ее быстрого развития.

Развитие туризма как сектора экономики обусловил дальнейшую эволюцию научных взглядов, научных направлений и дисциплин, связанных с общими законами и закономерностями экономического развития. К ним относятся: законы повышения эффективности производства, границы производственных (ресурсных) возможностей, законы стоимости, спроса и предложения, конкуренции, ценообразования, маржинального дохода, центров ответственности и прибыльности.

Диалектика учит, что любое общее проявляется в особом, особое – в конкретном. Туризм – это особый вид деятельности человека и специфическая сфера национального хозяйства. В связи с этим общие закономерности экономического развития в сфере туризма приобретают свои специфические черты. Эти закономерности проявляют себя через особое, а особенно – через конкретную деятельность определенной туристической организации.

В большинстве научных изданий авторы отмечают существование двух уровней исследований (макро-и микроуровень), которые формируют предмет экономики туризма [10, 12, 14, 20, 42, 51], однако, по нашему мнению, предмет этой науки значительно шире и выходит на мега-и мезоуровне. Сущность предмета экономики туризма заключается в изучении экономического поведения людей (экономических отношений), возникающих в процессе производства (формирования), реализации и организации потребления туристических продуктов с целью удовлетворения потребностей значительной части населения в них. Ключевые вопросы экономики туризма на различных уровнях управления сформулированы и раскрыты в этой монографии.

Определение предмета и основных содержательных модулей экономики туризма является этапом дальнейшего развития экономического аспекта науки о туризме. Сосредоточение основных усилий на исследованиях макроэкономические механизма функционирования туризма и несовершенство методических подходов по осуществлению экономической деятельности на уровне первичного звена – предприятия значительно усложняет процесс управления ими.

Обоснование экономической природы доходов в туристической отрасли российскими учеными И. Зориным, В. Квартальнов, В. Козыревым обусловили появление новой категории в экономической науке – туристической ренты с раскрытием ее экономической и социальной сущности, форм образования и действия.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector