Главная » Политика » Возможность совместить отдых с познанием быта благодаря туризму

Возможность совместить отдых с познанием быта благодаря туризму

Туризм дает возможность совместить отдых с познанием быта, истории, культуры, традиций, обычаев своего и других народов. Знакомство со странами и народами во время исторических, культурно-образовательных, научных, архитектурных, этнографических и других путешествий и экскурсий расширяет кругозор человека, развивает его интеллект, помогает лучше осмыслить социальные и политические реалии, что в значительной мере способствует развитию мирных, дружественных отношений между народами. В свою очередь, дружественные отношения между государствами является важнейшей предпосылкой для подобного туристского обмена. Поэтому неслучайно туризм называют “послом мира”.

В научной литературе международные взаимосвязи и взаимозависимости рассматривают с двух сторон: во-первых, как объективно обусловлены, порождаемые уровнем развития национальных производительных сил, характером производственных отношений и связанные тем или иным типом международного разделения труда, и, Во-вторых, как установленные людьми, тщательно отлаженные отношения между странами, которые реализуют объективные потребности стран в соответствии с господствующими в них общественных отношений.

С учетом данного научного положения Правомерны ли требования нового подхода к системе международных связей и народной дипломатии, которые сегодня должны представлять собой не просто сумму деклараций и призывов, а философию действия, философию жизни, которая продолжает развиваться вместе с ходом объективных процессов в мире . Именно философия действия закономерно требует все большего влияния экономических и научных исследований на всемирной разделение труда и ресурсов. Научный, технический и производственный потенциал объективно необходим как значительная часть мирохозяйственных связей, что решающим образом расширяет и закрепляет материальную базу всеобъемлющей системы мира и международной безопасности [4]. Такой вывод обосновывает материальный путь и цели различных сфер народной дипломатии.

Туризм в своей дипломатической ипостаси выполняет в современном мире интегративную функцию. Он является фактором, способствующим преодолению ксенофобии, недоразумения, недоверия, вражды. Знакомство с другими культурами, разными “жизненными мирами” расширяет рамки культурной, нравственной, даже политической самоидентификации человека, способствует пониманию единства плюрального человеческого бытия, формирует отношение к “другому” как одновременно включенного в разряд “мы” (Р.Рорти).

Это подтверждается, например, и высоким уровнем показателей в сфере международного общения народов из бывших социалистических стран, реализовывался ими преимущественно в рамках сотрудничества общественных организаций. Так, в середине 80-х годов между ними было зарегистрировано почти 95 млн посещений. На их долю приходилось 30% мирового туристского обмена и свыше 40% общих объемов иностранного туризма в Европе [18]. Основная доля посещений (85%) приходилась на страны социалистического содружества. Выезд из социалистических стран в середине 80-х годов составлял около 43 млн чел. Достаточно сказать, что в конце 90-х годов, то есть через 10 лет, названные выше объемы снизились в десятки раз.

Приведенные примеры являются актуальными и для стран СНГ. В основе народной дипломатии – укрепление экономических связей между союзными странами, переход к всезагал ьнои интенсификации производства, преодоление тенденции к снижению динамизма экономического развития стран-членов СНГ, реформа управления внешнеэкономическими связями в рамках Содружества.

Сейчас содержание народной дипломатии остается, как и в 60-80 годы, двуединым: это и миропонимания, и принцип действия. Иначе говоря, принципы общественного развития, национальной солидарности и взаимной социальной поддержки, уважения к независимости и равенства, невмешательства во внутренние дела.

Так, в конце 70-х годов объемы массовых форм общения и контактов внутри стран Содружества составили более 70 млн человек, или 30,4% общего объема мирового туризма и 49% – туризма в Европе. Доля молодежи в молодежных обменах составляла 89 млн туристов, что на 16,7% больше по сравнению с 1983 годом; в абсолютных цифрах рост составил 12,8 млн человек. В восточноевропейских странах в 1984 году побывало целом 76200000 человек. Таким образом, только за один год (1984 г.) в обменах и контактах участвовало более 114 800 000 человек. Число участников туризма и поездок могло бы быть больше, если бы не экономические и административно-визовые препятствия со стороны Европейского экономического сообщества, США, Канады, Японии и других стран – туристских центров, сужали возможности въезда граждан социалистических государств к странам “западной цивилизации “.

Реализация этой мировоззренчески-культурологическое миссии туризма обеспечивается масштабностью и огромными материально-социальными потенциями туризма.

Не случайно туризм был признан “феноменом XX века”. И это доказывают следующие данные:

По оценкам Всемирной туристской организации (ВТО), в конце 2000 года туризм вышел на первое место среди отраслей мирового хозяйственного комплекса по объему экспорта товаров и услуг. В сфере международного туристского обмена ежегодно вращается более 2,2 трлн долларов [5].

Производя 11% глобального (общемирового) национального продукта, привлекая 7% мировых инвестиций, туризм сегодня является самой мощной сферой мировой экономики. Еще в 1996 году туризм опередил по валютным поступлениям, растущих на 9% ежегодно, экспорт нефтепродуктов, автомобилестроения, телекоммуникационного оборудования, все другие виды услуг [5].

Сфера гостеприимства туристских комплексов – самая мощная в мире. В ней занято более 260 млн. человек (или 8% существующих рабочих мест), половина из которых работает в гостиничном хозяйстве. В одной индустрии нет такого количества работающих, которые вступают в контакт с потребителями ее продукции. На долю туризма приходится 11% потребительских расходов, 5% налоговых поступлений. 2002 года количество мировых туристских прибытий, другими словами туристов, составила 715 млн человек, что означает рост по сравнению с 2001 годом на 3,1%.

Можно со всей ответственностью утверждать, что туризм и путешествия вошли в первоочередных потребностей человека. Доля расходов населения натуризм в Великобритании составляет 19% семейного бюджета, уФРН -16%, уЯпонии-14%, Франции и США-12%. Средняя американская семья тратит на туризм 3900 долларов ежегодно.

Развитие туризма в Украине также приобретает особое значение. Уже сейчас отрасль производит 8% валового внутреннего продукта и 20% внешнеторгового оборота Украины. Сегодня каждый турист, который посещает Украину, оставляет здесь почти 500 долларов. С учетом смежных отраслей туризм предоставляет работу примерно 1,8 млн граждан.

2002 года Украина посетило 6300000 иностранных туристов, а если рассмотреть динамику последних лет, когда было введено методику статистической отчетности по рекомендациям ВТО, то она выглядит следующим образом: 1994 год-3, 6 млн. иностранных туристов, 1995-3,7,1996-3,9,1997-7,3,1998-6,2,1999-4,2,2000-4,4,2001 -5,8.

Для Украины, которая строит социально ориентированное рыночное хозяйство, необходимо решить целый ряд проблем. Многие из них связано с определением экономического состояния и перспектив развития гостиничного хозяйства, а также сферы туризма в целом, ведь туристской деятельностью в Украине занимается около 5200 тысяч субъектов предпринимательской деятельности.

Кроме важного экономического и социального рычага общественно-экономического развития, туризм выполняет важные гуманитарные функции.

Значение туризма как фактор “народной дипломатии” особенно должна расти на фоне трагических событий в США, которые свидетельствуют о глобализации угрозы международного терроризма.

Однако следует осознать, что сегодня международный туризм является в определенной степени асимметричным: главный поток туристов направлен из богатых западных стран к восточным или южных, которые в большинстве своем значительно беднее. Для того, чтобы туризм смог стать носителем дипломатической миссии народов, необходима целенаправленная поддержка со стороны международных, и не только собственно туристских организаций, выездного туризма из развивающихся стран [7]. Если этому процессу помогут развитые западные страны, они тем самым формировать благоприятную для себя среду на геополитическом пространстве.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Прокрутить до верха
Adblock detector