Главная » Регионы » Казань » «Время, когда можно было натянуть полотно на деревяшку и представить это декорацией, прошло»

«Время, когда можно было натянуть полотно на деревяшку и представить это декорацией, прошло»

Кто должен занять директорское кресло в татарском драмтеатре Челнов?

Челнинский татарский драмтеатр оказался в сложной ситуации: после отставки прежнего директора пост остается вакантным, при этом труппа ждет переезда на новую площадку, которая расположится на месте клуба «Колизей». Эксперты считают, что долго ездить на прежнем творческом багаже невозможно, и отмечают важность внимания властей города к нуждам театра, хотя он и находится в структуре минкульта Татарстана.

«Время, когда можно было натянуть полотно на деревяшку и представить это декорацией, прошло»

«НЕВОЗМОЖНО ДОЛГО ЕЗДИТЬ НА СТАРОМ БАГАЖЕ»

Татарский драмтеатр в Челнах сейчас находится в периоде безвременья. Руководивший 12 лет коллективом Рашат Файзерахманов покинул свою должность на фоне уголовного дела о «мертвых душах», а театральная труппа  томится в ожидании переезда на новую площадку — в реконструируемое под театр здание РК «Колизей». Не раз в культурной среде говорилось о том, что татарская драма сейчас испытывает не лучшие времена, кризис жанра… Можно ли зрителям надеяться на перемены, а творческой группе театра — на новые постановки? Об этом «БИЗНЕС Online» поговорил с экспертами. 

Директор театра «Мастеровые» Армандо Диамантэ начал разговор с того, что театр нуждается в больших переменах. «Честно говоря, мы с челнинским татдрамом концептуально сильно не сходимся, а именно — в видении современного театра. Понятно, что у них там и своя специфика, но если сравнивать нас с ними, то большие расхождения есть и в менеджменте театра. Мы, например, делаем большой упор на культуру встречи гостей, продумываем логистику, создаем все удобства зрителям», — озвучил первый промах театра Диамантэ.

По его словам, невозможно так долго ездить на «старом» багаже. Мир меняется, и это касается всех областей без исключения. Он считает, что перемены в театре точно начнутся с приходом нового руководства, но должна быть скорректирована в первую очередь творческая составляющая театра.

«Время, когда можно было натянуть полотно на деревяшку и представить это декорацией, прошло»

«Впереди предстоит большая работа по возведению нового здания, кому-то надо будет курировать весь процесс строительства. Надо концептуально понимать, что и для чего делать. Что касается спектаклей, в них надо вкладывать хорошие финансовые средства. Есть они у тебя или нет — это неважно. Руководитель должен найти средства и вложить их. Время прошло, когда можно было натянуть полотно на деревянную конструкцию и представить это декорацией. Сейчас театрам нужно быть в тренде во всем: и по звуку, и по цвету, и по подаче спектакля», — пояснил Диамантэ.

Он подметил, что очень важно при модернизации не потерять то, что действительно нравится зрителю. Для примера он упомянул спектакль своего театра «Очень простая история», который живет на сцене уже более 12 лет. Несмотря на все перемены и преобразования, эта постановка из репертуара не ушла, потому что зрители очень ее любят и по сей день она собирает полный зал.

Директор «Мастеровых» поясняет, что из татарского театра не стоит делать экспериментальный, потому что далеко не факт, что это нужно аудитории. Она может не принять такой формат, но однозначно то, что репертуару необходимо стать более разнообразным. Другими словами, он не должен быть наполнен исключительно деревенскими комедиями. 

«Время, когда можно было натянуть полотно на деревяшку и представить это декорацией, прошло»

«Мы решили пойти по другому пути. Внедряем то, что современно, но порой приходится деликатно и потихонечку зрителей к этому приучать. Вот сейчас мы с большим интересом наблюдаем эксперимент Альметьевского татарского театра, который хочет быть в тренде. Недавно наш режиссер Денис Хуснияров ставил им спектакль, они начали приглашать специалистов извне. Новые постановки пока идут тяжело, для этого нужно время, а зрители поймут потом. К сожалению, многие руководители татарских театров консервативны и делают упор на комедии. В противном случае искусство останется во вчерашнем дне. Я очень уважительно отношусь к челнинскому татарскому театру, но все-таки там много проблем. С актерской игрой, репертуаром, где многие спектакли напоминают индийское кино. Не стоит на театре ставить клеймо, что он может быть только таким», — пояснил директор «Мастеровых».

Он уверен, что любой современный театр должен представлять собой симбиоз театрального искусства. Таковым и татарский театр тоже может стать, так как в этом нет противоречия. И жанровое разнообразие касается не только театра, но и татарской эстрады например — новые формы нужны везде.

«Приведу такой пример, касающийся татарской эстрады. Лет 30 назад, включая телевизор, я видел клипы, где певец стоит возле березы и поднимает периодически то левую, то правую руку… И, томно закатив глаза, поет песню. Да, возможно, что это выглядит очень душевно, я не хочу никого обидеть. Недавно включил телевизор и увидел все то же самое, только уже другой исполнитель водит руками в воздухе. Ну время поменялось, надо что-то новое», — считает Диамантэ.

«Время, когда можно было натянуть полотно на деревяшку и представить это декорацией, прошло»

«если провести спектакль в лифте, художественная часть будет так же страдать»

Руководитель литературно-драматургической части татарского драматического театра им. Камала Нияз Игламов считает, что в театре срочно нужно заняться художественной составляющей и призывает руководство города наконец обратить внимание на грандиозные проблемы не только татдрама, но и кукольного театра.

«Художественная составляющая, конечно, нуждается в неком обновлении. Стоит понимать, что все эти годы, находясь в приспособленном помещении, театр испытывал большие неудобства со сценой неправильной формы, без кулис, верховых и низовых механизмов. А в современном театре это имеет большое значение! Поэтому сейчас критиковать театр нетрудно. Ведь если провести спектакль в лифте или у себя дома, художественная часть будет так же страдать, не правда ли? Поэтому слова критики сейчас могут быть некорректны», — рассудил объективно Игламов.

Из больших плюсов последних лет он выделил то, что в татдрам стали приглашать молодых интересных режиссеров для постановок спектаклей. «Конечно, очень много зависит от главного режиссера татарского театра Фаиля Ибрагимова, потому что есть вещи, которые директор решить сам не сможет, это касается и притока новых кадров. В работе главрежа порой чувствуется некий застой мыслей, хотя иногда он выдает просто потрясающие работы», — считает Игламов. 

Он уверен, что сейчас все готовы помочь театру, раз он оказался в таком положении. Но пока непонятно, насколько затянется реконструкция здания. Кроме того, имеется масса проблем, которые надо решать не только с участием республики, но и руководства города.

«Очень часто Челны и их руководство отстраняются от данных проблем, я это знаю, и пусть меня даже не пытаются переубедить! Театр кукол тоже находится в плохих условиях. Я знаю реальную ситуацию. Часто Челны заявляют, что раз театры находятся в республиканском подчинении, пусть там, мол, и решают. А тут такие большие проблемы, когда надо навалиться и помочь с двух сторон — и муниципалитету, и республике. Тут дело не только в финансовых средствах, а в административных ресурсах. Можно помочь с контролем строительства, например. Ну не должна же только республика за этим следить!» — возмущается Игламов.

По его мнению, Челны — очень театральный город. Он второй по величине в Татарстане, а также входит в четверку крупнейших городов России, не являющихся областными центрами, наравне с Магнитогорском, Тольятти, Новокузнецком. Для таких городов нужна особенная программа поддержки, потому что они не попадают в программу «Единой России» по поддержке театров малых городов. Города вовсе не малые, а вот проблемы имеются большие. 

«Время, когда можно было натянуть полотно на деревяшку и представить это декорацией, прошло»

«Такие проблемы с театрами надо решить в кратчайшие сроки. Не пренебрегая качеством в угоду времени, нужно заняться новым зданием для татдрама, а их старое помещение реконструировать под нужды театра кукол. Я слышал, что кукольники должны будут туда переехать. А если даже этого не случится, то туда могут переехать независимые частные театры, которых также много в Челнах. Может быть, им и передать это здание», — сказал Игламов.

Директор Альметьевского татдрама Фарида Исмагилова утверждает, что место руководителя должен занять человек, который является настоящим фанатом своего дела. Опыт даже не обязателен, потому что при желании все можно изучить на месте. 

«Когда я пришла в Альметьевский театр 15 лет назад, была любителем и ценителем театра, заядлой театралкой, выросла на премьерах родного театра, всегда посещала их постановки, знала актеров, репертуар. Мне первое время говорили, что я педагог, не знающий театра, дилетант и так далее. Но театральное дело можно изучить, вырасти в этом! Главное, желание и любовь к своему делу», — сказала Исмагилова.

Она желает театру такое новое руководство, чтобы оно было созвучно с коллективом. Чтобы труппа любила своего лидера, а театр шел в ногу со временем и был современным.

«Время, когда можно было натянуть полотно на деревяшку и представить это декорацией, прошло»

«ЛЮБОЙ ДИРЕКТОР ТЕАТРА НЕ БЕЗДЕЛЬНИЧАЕТ»

В отдельную тему с театральными экспертами вылился разговор о будущем директоре татарской драмы в Челнах. Диамантэ дал понять, что с имеющимся у театра багажом проблем новому руководству он не завидует. Предполагать, кто может стать во главе татдрама, Диамантэ не стал. Однако на вопрос о том, не хотел бы он сам возглавить татарский театр, он ответил двояко.

«Вообще, об этом ходили кулуарные разговоры. О том, чтобы у двух театров было одно руководство. Но это стало бы тоже экспериментом, понимаете? Я не отказывался, но и не хотел. Это было бы огромным вызовом. Подобное решать министру культуры. Наверняка у нее есть все-таки кандидатуры и без таких экстремальных экспериментов. Но чисто теоретически такое возможно. Хотя мне пока из минкульта никто не звонил и подобного не предлагал, я думаю, что они такой вариант не рассматривают», — сказал Диамантэ.

Игламову до сих пор не очень понятна ситуация с уходом прежнего директора. А точнее, неясно, подтверждены ли факты трудоустройства «мертвых душ», по версии правоохранительных органов, имевшие место в театре. Поэтому Игламов не исключает возможность того, что Файзерахманов вернется на свое рабочее место. По его словам, на данный момент очень сложно найти фигуру, которая бы смогла этот театр «повести в XXI век». Тут нужен не просто менеджер-управленец, а мощное художественное руководство, который бы совместило две должности.

Игламов отметил, что в татдраме есть компетентный заместитель, который сейчас занимает должность и. о. директора Руслан Исмагилов. Если с данным кандидатом согласится трудовой коллектив, а их мнение очень важно, то это будет неплохим решением. «Он вырос в театре, у него много опыта. Это лучше с точки зрения моральной составляющей — оставить его, нежели привести нового. Должен быть руководитель со стратегическим видением развития театра, ему нужно понимать, что есть сейчас и что должно быть в скором времени. Обратите внимание, как выстрелила кандидатура Армандо Диамантэ. „Мастеровые“ сейчас — это один из ведущих русских театров Татарстана. Там стабильный коллектив, который участвует в топовых фестивалях. Зрители их очень любят, что еще нужно?» — подытожил Игламов.

Исмагилова рассказала, что с прежним руководителем часто общалась и знает его только с положительной стороны. «Директор театра не бездельничает, — считает Исмагилова. — Любой руководитель волей-неволей может оказаться в плену каких-то обстоятельств, ситуации. Очень много сейчас законов, которые невозможно полностью соблюсти. До конца ситуации я не знаю. Он руководил театром около 12 лет, и всегда все о нем отзывались очень хорошо. Когда они к нам приезжали со своим спектаклем, Рашата Фаесхановича всегда хвалили!»

По ее словам, коль уж театру нужен новый лидер, он должен быть истинным фанатом театра. Без любви к театральным подмосткам даже полы там мыть нельзя. А того, кто театр по-настоящему не любит, система сама выталкивает как чужеродное тело.

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector