Главная » Регионы » Казань » «Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

Регистрации новых легковых автомобилей в Татарстане упали на 6% до 14 тыс. машин. Часть 2-я

Не успев толком восстановиться после падения, спрос на новые автомобили в РТ снова сократился по итогам первого квартала 2019 года. На фоне ухудшения общей ситуации в лидеры по приросту продаж вырвалась LADA, чему способствовали обновленная Granta и Vesta SW. О том, как KIA и Hyundai понесли серьезные потери, уходящий с рынка Ford заявил большие скидки, но апрельские ценники оказались выше январских, китайский Haval пережил ренессанс, а УАЗ установил новый антирекорд, читайте в обзоре «БИЗНЕС Online».

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

ТАТАРСТАН ПРОСЕЛ СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ РОССИЯ В ЦЕЛОМ

Надежды на дальнейшее восстановление авторынка России в целом и Татарстана в частности пока не оправдываются. В первом квартале количество регистраций новых легковых автомобилей в РТ сократилось на 6% или 932 единицы: с 14966 в январе–марте 2018-го до 14034 авто в январе–марте текущего года, следует из имеющегося в распоряжении «БИЗНЕС Online» отчета агентства «Автостат».

По Казани спрос на новые авто просел на 9% или 484 авто (это чуть больше половины от республиканского спада) до 4751 регистраций. Тем временем, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 0,3% до 391,65 тыс. авто за первый квартал 2019 года. Подчеркнем, что АЕБ фиксирует именно продажи авто, тогда как «Автостат» — поставленные на учет машины.

Если в прошлом году татарстанскому рынку удалось восстановиться до 15 тысяч регистраций после колоссального обвала в 2015-м — с 25 тыс. до 11,3 тыс., то теперь он откатился к 14-тысячной отметке. Эксперты рассчитывали, что российский спрос на новые легковушки будет расти в 2019-м, но пока этого не происходит. Впрочем, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков просит не торопиться с выводами по результатам только трех месяцев: возможно, осень для дилеров будет более урожайной. В любом случае, рекорд остается за первым кварталом 2013 года, когда автопарк республики пополнился 26 тыс. новых авто, и спрос в текущем году пока в 1,9 раза меньше.

Видимо, оценив неутешительные итоги января-февраля, правительство РФ уже с 1 марта запустило обновленные варианты программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» (при наличии двух и более несовершеннолетних детей), по которым покупатели могут получить скидку в 10% при покупке новой легковушки. При этом авто должно быть произведено в 2019 году, а его стоимость не должна превышать 1 млн рублей — на 450 тыс. рублей меньше, чем по прошлогодним программам господдержки. Так что в выигрыше производители самых бюджетных моделей и в первую очереди АвтоВАЗ — ведь ценник хита продаж KIA Rio в топовых комплектациях или, например, Renault Duster уже в средних пакетах переваливает за миллион.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

X-RAY — ЕДИНСТВЕННОЕ СЛАБОЕ ЗВЕНО У LADA

Уже сейчас Lada показала по РТ лучший результат в абсолютном исчислении — плюс 295 авто или 7% до 4352 единиц. В Казани прирост составил 130 единиц или 15% до 1010 авто. (Ниже мы посмотрим, какие модели конкурентов местные автолюбители «принесли в жертву», переключаясь на тольяттинскую продукцию).

Забегая вперед, скажем, что продажи Lada — тот редкий на сегодня случай, когда Татарстан, и особенно Казань, превзошли динамикой среднероссийские показатели. В целом по РФ спрос на отечественную марку увеличился на 4% до 82,4 тыс. машин.

Приступая к персональному «разбору полетов», уточним, что мы берем максимальные цены перепродажи дилерами с официальных сайтов брендов (без кредитных и страховых акций, trade-in и т. п.). Порой производитель сообщает, что дилер может продавать и ниже этой цены, но практика показывает практика, что чаще случается наоборот — авто «нагружают» допоборудованием, различными опциями и т. д.

На первом месте по популярности в вазовской линейке — второе поколение народного седана Granta, с низкого старта набравшее 968 регистраций. Напомним, что производство этого авто АвтоВАЗ запустил в середине августа, а общественности обновленная Granta представлена в конце лета — перед московским международным автосалоном и далее на самом ММАС.

Апрельский ценник на эту машину не изменился — от 435 тыс. (если цена за квартал осталась неизменной, далее мы не будем это оговаривать), самый доступный вариант с автоматической коробкой передач — от 587 тыс., а «топовый» от 614 тыс. рублей. Но на сайтах официальных дилеров уже красуются сниженные цены с расчетом на то, что покупатель воспользуется 10-процентной скидкой по госпрограммам, правильным кредитом и прочими «плюшками» — исходя из этого, продавцы заявляют предложение от 373 тысяч.

В то же время продажи первого поколения Granta Sedan упали на 1053 авто до 12 единиц. В апреле в линейке дилеров «старая» Granta уже отсутствовала, но в январе ее минимальная стоимость равнялась 410 тыс. рублей.

Оценим результаты всего семейства Granta без деления на поколения (1-е или 2-е) и кузовы (хетчбэк, седан. лифтбэк, универсал). В целом за первый квартал в РТ было зарегистрировано 1905 новых Granta — на 549 единиц или на 40% больше, чем в январе–марте 2018 года. Крутая динамика на фоне стагнации и даже просадки авторынка! Но тут надо учитывать, что с рынка окончательно ушла Kalina второго поколения в кузове хетчбэк (годом ранее были поставлены на учет 97 авто), а также на 223 единицы до символических шести авто упал спрос на Kalina второго поколения в кузове универсал. Эти модели просто были выведены из линейки. С этими поправками успех новой Granta уже не выглядит столь впечатляющим.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

Следующей тяговой лошадкой в конюшне АвтоВАЗа выступила Vesta-универсал (от 677 тыс. — на 28 тыс. дешевле января): плюс 301 покупатель практичного кузова с итоговыми 721 «неофитами». Эта же модель в кузове седан (от 595 тыс.) практически повторила свой результат годичной давности. Если же ваш выбор упадет на Vesta SW с приставкой Cross, приготовьте уже минимум 780 тысяч — на «сотку» больше, чем в случае с обычным универсалом. Впрочем, с января модель Cross подешевела на 51 тыс. рублей (!): похоже, в Тольятти оперативно реагируют на изменения рыночной обстановки и пытаются стимулировать спрос.

Суммарно семейство Vesta может похвастаться повышением спроса в Татарстане на 300 регистраций до 1399 авто.

АвтоВАЗу удалось увеличить и продажи машин с формулой 4Х4. Короткобазная вазовская «Нива» — бренд Niva отошел совместному предприятию GM-АвтоВАЗ — ценой от 519 тыс. (и от 582 тыс. за вариант с более стильным обвесом Urban) прибавила 46 регистраций до 242 авто.

Не ахти как шли дела у кроссовера X-Ray («механика» — от 610 тыс., «автомат» — от 758 тыс. рублей). Несмотря на то, что в четвертом квартале ценник снизился на «двадцатку», X-Ray продолжил терять позиции и отминусовал 109 регистраций до 374 поставленных на учет авто. За весь прошлый год волжский кроссовер потерял практически столько же — точнее, 102 покупателей. И это, пожалуй, единственное слабое звено у автомастеров из Тольятти в начале 2019 года.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

ТАНДЕМ VOLKSWAGEN — SKODA: ПРОВАЛ КАЗАНИ КОМПЕНСИРОВАЛИ РАЙОНЫ

Продолжим обзор марками, которым удалось нарастить спрос на свои машины. Второе место по приросту регистраций в РТ — плюс 65 единиц (9%) до 815 авто — у Volkswagen. В Казани народный немецкий бренд вообще недосчитался 74 регистраций — спасибо другим городам и районам, превратившим падение в рост! Тем временем в федеральном масштабе продажи VW увеличились на 4% до 22,1 тыс. авто, так что и его динамика оказалась лучше всего рынка.

Бестселлер марки, он же главная тяговая сила с наибольшим абсолютным приростом, — это бюджетная модель Polo, популярность которой в РТ выросла на 82 пункта до 485 баллов. «Механика» с двумя годами гарантии без ограничения пробега и третьим годом со 100 тыс. километров стоила от 646 тыс. рублей — на 9 тыс. дешевле, чем в январе. Согласно этому же прайсу, утвержденному 1 апреля, самый доступный «автомат» сбросил аналогичную сумму и стоил 816 тыс. рублей. Как видим, и АвтоВАЗ, и Volkswagen предлагали реальные скидки, а не хитрости из серии «тут опустим на 50, здесь поднимем на 100».

Помог улучшить статистику VW и внедорожник Teramont, играющий отнюдь не в бюджетной лиге — от 2,95 млн, но сумевший убедить в своих преимуществах 16 татарстанцев. Флагман линейки кроссоверов Touareg (новое поколение — от 3,49 млн) внес свою лепту. Напомним, что в первой части нашего обзора, посвященного люксовому сегменту, одной из вероятных причин слабого результата Audi Q7 мы назвали смещение спроса в пользу Touareg, который после обновления мало в чем уступает «четырехкольцевому» брату. Из прочегов отметим возрождение спроса на Golf (от 1,43 млн), со старта набравшего 11 очков.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

На противоположной чаше весов оказались среднеразмерный кроссовер Tiguan (от 1,5 млн, на 70 тыс. дороже января) — минус 17 до 255 авто. Впрочем, этот крепкий игрок сегмента кроссоверов класса subpremium ранее прилично набрал обороты, потеснив в 2017–2018 годах ближайших конкурентов.

Главными виновниками провала Volkswagen в Казани стали Polo и Tiguan. Среди татарстанских лузеров VW оказалась Jetta — минус 29 единиц до всего лишь двух авто, и то прошлогодних. Но и российских цен на модель на 29 апреля не было в природе; то есть, по факту продажи закончились.

Зато в плюсе оказалось бюджетное подразделение концерна VW — Skoda. По республике спрос на машины чешского происхождения вырос на 28 баллов (6%) до 502 очков, лучше дела у этого бренда шли только в 2012 и в 2014 годах. Однако в Казани, как и старший брат, Skoda сдала назад на 10% до 181 авто. В целом по РФ марка чувствовала себя гораздо бодрее: ее продажи увеличились на 9% до 18,4 тыс. авто.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

Что касается конкретных моделей, то звание бестселлера сохранила самая бюджетная модель Rapid (от 657 тыс.), добавившая к прошлогоднему результату еще три очка до 238 регистраций. Ее ценовой антипод, новенький кроссовер Kodiaq (от 1,45 млн — на 40 тыс. дороже января) стал основной главной разгонной силой. Напомним, что и в четвертом квартале «чехам» удалось продать таких машин больше, чем за предыдущие 9 месяцев — в общем, пока даже растущий ценник не пыл покупателей.

Более компактный кроссовер Yeti выбыл из линейки, и его результаты обнулились с прошлогодних 78 единиц. В Казани падение его продаж (-49 шт) почти удалось компенсировать ростом спроса на свежеиспеченный Kodiaq (+48), но заднюю вдруг включил бюджетный Rapid (-12), который делит с новинкой лидерство в столице РТ. Также просел спрос на Superb (от 1,64 млн).

Наконец, сдала позиции одна из опор среднего класса, лифтбэк Octavia (от 1,1 млн)— минус 18 до 110 авто.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

ДОРОЖАЮЩИЕ ECLIPSE CROSS И PAJERO SPORT НЕ ОТТОлкнули ПОКЛОННИКОВ MITSUBISHI

Третье место по абсолютному приросту среди всех марок занимает…BMW (+47)! Причины нетривиального успеха «баварцев» мы подробно разбирали в первой части нашего обзора, посвященной премиальному сегменту. Благодаря такому спурту BMW не только обошел Mercedes, но и вошел в десятку самых ходовых марок республики.

Мы же вернемся к более демократичным брендам. Среди тех, кто с пользой провел первый квартал, оказался Mitsubishi с приростом на 5% до 276 авто, половина которыхприпарковалась в Казани. И российская динамика продаж сопоставима с республиканской — плюс 4% до 10,7 тыс. авто.

Логично было предположить, что причиной такого роста стал кроссовер Outlander (от 1,7 млн — на 10 тыс. дороже января), «зашедший» на ура автолюбителям в прошлом году. Но нет, татарстанцы к нему слегка остыли, купив за три месяца только 157 Outlander против 162 годом ранее. Компактный кроссовер ASX (от 1,23 млн — на 40 тыс. дороже января) после сравнительно неплохого возвращения на рынок в прошлом году, тоже растерял 13 баллов до 34 очков. Похоже, потенциальные покупатели компактных стильных кроссоверов переметнулись на сторону Eclipse Cross (от 1,91 млн). С места в карьер прошлогодняя новинка с продвинутым дизайном набрала 13 регистраций. Стоит обратить внимание и на динамику ценника Eclipse. Если еще в январе в Казани имелись доступные варианты от 1,46 млн, то в апреле без 1,9 млн покупателям можно было не приходить в салоны. С одной стороны, из модельной линейки исчезли варианты с «механикой», но даже если сравнить текущую стоимость самого доступного предложения с вариатором с ценой Eclipse на старте продаж, мы увидим прибавку 280 тыс. или 17% за год . Покатит ли авто с таким ценником — вопрос открытый.

Тем временем самую лучшую динамику в абсолютном выражении — плюс 22 до 58 авто — Mitsubishi обеспечил отнюдь не бюджетный внедорожник Pajero Sport (от 2,44 млн — на 60 тыс. дороже января). Похоже, классическая рамная конструкция, 8-ступенчатый «автомат», всеядная подвеска, широкий диапазон дизельных агрегатов, (начиная с базовой комплектации Invite, и, разумеется, гарантия 5 лет или на 150 тыс. километров сделали свое дело.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

Без потерь завершил квартал еще один японец. Nissan сумел-таки дополнительно завербовать семь новобранцев, увеличив отряд покупателей до 545 человек по итогам января-марта. Но в Казани статистика продаж опять, как у VW и Skoda, разошлась с республиканской: минус 70 голосов и 205 регистраций в итоге. Российская динамика была заметно лучше рынка в среднем — плюс 7% до 19,3 тыс. авто.

Бестселлером Nissan остается его глобальный хит Qashqai (от 1,29 млн), принесший в копилку марки 185 очков — на 12 больше, чем в год назад. Брат-близнец «дастера», Terrano (от 997 тыс.) также улучшил татарстанские позиции.

Из «потеряшек» у японского производителя отметим бизнес-седан Teana, некогда бившийся на равных с лидерами сектора. Спрос на него обнулился с прежних 17 единиц, и неудивительно — в российской продуктовой линейке Teana больше нет.

По всему фронту Nissan провалился в Казани: 21 регистрации недосчитался Qashqai, 15 — Terrano, 11 — X-Trail. Это однозначное фиаско местных дилеров марки или, скорее, проявление серьезных проблем одного дилера.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

КИТАЙСКИЙ РЕНЕССАНС

За пределами топ-10 выделяется приростом на 20 регистраций, пусть всего только до 22 авто, китайский бренд Haval (производитель считает правильным произношение «Хавейл»), которому многие автоблогеры прочат хорошие перспективы в сегменте кроссоверов. Проплачено это мнение или нет, в федеральном масштабе Haval утроил (!) продажи до 1,5 тыс. авто. «Во многом сказывается низкая база прошлого периода. Но здесь еще нужно упомянуть, что у прежнего лидера китайского сегмента, Lifan, реализация, напротив, упала более чем вдвое» — отмечает Тимерханов.

Модельный рад Haval лаконичен: лидирующий по продажам Н6 (от 1,19 млн) прибавил 8 единиц до 10 регистраций. Его младший брат Н2 (от 1,17 млн) и флагман Н9 (от 2,6 млн — да-да, больше 2,5 млн за «китайца»), едва стартовав, набрали 9 и 3 голоса соответственно.

Вернулся на местный рынок с 12 зарегистрированных авто и Great Wall, люксовым суб-брендом которого, собственно, и является Haval. Правда, тут есть некое противоречие с федеральной статистикой. В данных «Автостата» присутствуют 12 поставленных на учет Great Wall Н6 (от 970 тыс.) текущего года выпуска (так что исключен вариант, при котором авто были куплены в прошлом году, а зарегистрированы в этом). А вот АЕБ продаж новых Great Wall не зафиксировал. Возможно, «Автостат» зачел Haval Н6 как Great Wall, или же наоборот поступили в АЕБ. В конце концов, владелец автомобиля мог просто ввезти его из-за границы.

После обвала в 2015 году спрос на большинство марок из Поднебесной (хотя кто-то и Volvo после смены собственника причисляет к «китайцам») составляет единицы, в лучшем случае — десятки авто, и каждый покупатель заметно влияет на статистику. «Во многом сказывается низкая база прошлого периода — год назад у Haval продажи были в три раза меньше. Но здесь еще нужно упомянуть, что у прежнего лидера китайского сегмента — Lifan — реализация напротив упала более чем вдвое. Если говорить о конкурентах, то для Haval это, прежде всего, китайские марки — тот же Lifan, Geely, Chery», — считает руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов. Упомянутый им Chery и впрямь выделяется из общей массы в Татарстане с приростом на 10 до 37 регистраций, за что спасибо следует сказать кроссоверу Tiggo третьего поколения.

Гигантский прыжок китайского Haval обусловлен низкой базой — их просто мало на рынке, соглашается аналитик «Финама» Алексей Калачев, но приводит и другие доводы. «У них хорошая ценовая политика и качество металла стало улучшаться, да и начинка у машин хорошая. Haval предлагает отличную комплектацию, поэтому большая часть покупателей, готовых к риску, начинают их приобретать. А вот у также показавшей рост Geely база уже больше, но они берут за счет выпуска новых конкурентоспособных моделей» — пояснил эксперт.

«Китайские бренды, которые могут составит конкуренцию Lada, имеют свои преимущества — широкая палитра, неплохое сочетание цены и „количества“ автомобиля, за нее предлагаемого. Минусы в том, что до сих пор многие покупатели боятся китайских брендов. Понятно, что пекинские производители станут наращивать оборот на рынке РФ, китайские автомобили будут идти вперед, но не семимильными шагами, а размеренными. Поэтому страшилка, которой пугают уже 5-6 лет, что Китай завоюет российский рынок, пока не сбудется» — говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, людям надо привыкнуть, что хороший китайский автомобиль стоит ненамного дешевле, чем хороший корейский. И если они свыкнутся с этой мыслью, а китайцы не уйдут с рынка и не повысят цены, то их рыночная доля будет постепенно увеличиваться.

Между тем Zotye, неплохо продвинувший в 2017–2018 годах свои копии «Туарегов, потерял 22 балла и набрал 38 попуга… регистраций. Lifan вообще остался при 16 покупателях, и если в январе–марте прошлого года за семиместный кроссовер Myway (от 900 тыс.) проголосовали кошельком 16 татарстанцев, то в первой четверти текущего года — только пять. При этом модели Solano (от 680 тыс.) и Х50 (от 690 тыс.) получили всего лишь по два очка, хотя в 2018-м каждый завербовал по 15 сторонников.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

FORD ПРЕДЛОЖИЛ БОЛЬШИЕ СКИДКИ… НО В ЯНВАРЕ БЫЛО ДЕШЕВЛЕ

Пора рассказать о производителях, популярность которых в первом квартале падала сильнее прочих. Начнем с особых случаев, когда бренды выбывают с рынка, пусть и не делая формальных заявлений. Антилидер здесь — американский Ford: минус 52% до 209 авто. Та же история в Казани, где «американец» потерял 46% с итоговыми 97 голосами. И схожая картина в целом по России, где продажи Ford обвалились на 39% до 7,7 тыс. легковушек. Надо отметить, что уже в прошлом году на растущем рынке Татарстана спрос на машины с заокеанскими корнями просел на 10%, хотя по РФ даже вырос на 6%.

Напомним, что в апреле Ford, распродавая остатки перед уходом из России, объявил аттракцион неслыханной щедрости со скидками до полумиллиона рублей на машину. Дилеры, как и в случае с уходом GM, стали жаловаться на убытки: они успели закупить «тачки» на продажу по старым ценам, и никаких компенсаций для них не предусмотрено. Эксперты «БИЗНЕС Online», комментируя «суперакцию», советовали подходить к покупке вдумчиво — цены на некоторые модели были завышены. А один из крупнейших российских дилеров с татарстанской пропиской, заявляет, что скидки Ford «зашкаливают»; но давайте посмотрим, о какой именно шкале идет речь.

Лидерство среди моделей захватил Focus, пусть и потерявший 62 голоса до 81 регистрации. Апрельский ценник на седаны стартует от 838 тыс. рублей (зачеркнуто в свежем прайсе — 1,013 млн), но в январе минимальный ценник, по нашим наблюдениям, начинался от 816 тыс. То есть, за квартал Focus подорожал на 22 тысячи.

Далее, лидер первой четверти 2018-го среднеразмерный кроссовер Kuga лишился сразу 99 баллов, найдя лишь 58 покупателей в республике. Цена его в апреле стартовала от 1,39 млн рублей, (зачеркнуто — от 1,56 млн), но в январе Kuga предлагали от 1,25 млн — по факту машина подорожала на 140 тысяч.

Апрельский ценник компактного кроссовера EcoSport начинается от 1,075 млн — на 276 тыс. выше минимального январского предложения, и даже перечеркнутых «старых» цен в прайсе нет. Без якобы «аховых» скидок обошелся и Mondeo, оцененный в апреле от 1,56 млн — на 80 тыс. дороже января.

С учетом того, что на деле цены на легковушки Ford с января только выросли, вряд ли ему стоит ждать увеличения спроса. Да и нужно ли это производителю, который одной ногой уже стоит за порогом? Пожалуй, ситуация с Ford напоминает ту, что сложилась в первом квартале 2015-го у Chevrolet, разве что никто не заявлял о «гигантских», «сумасшедших» и т. п. скидках.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

К слову, о Chevrolet. Оставшаяся фактически в одиночестве после официального ухода бренда из страны Niva не в состоянии поддерживать интерес покупателей на фоне конкурентов, регулярно выдающих, как пирожки из печки, актуальные кроссоверы. Старушка Niva (от 680 тыс. — на 41 тыс. дороже января) убедила в своих преимуществах только 250 татарстанцев — на 93 меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (АППГ). Кроме того, на учет был поставлен единственный экземпляр обновленного в 2018 году полноразмерного внедорожника Tahoe (от 4,37 млн). В общем, можно констатировать, что бизнес американских и некоторых других автоконцернов — вспомним итальянский Fiat — в России не сложился.

Не официально, но фактически сошедшим с дистанции можно считать узбекский Ravon. Именно он, потеряв 228 баллов до двух (!) регистраций, делит «серебро» антирейтинга с корейским KIA, о котором мы поговорим ниже. По РФ продажи Ravon обнулились с 4,1 тыс. авто; в данном случае Ravon расхождение статистики АЕБ и «Автостата» Ravon можно объяснить и тем, что авто были проданы в декабре 2018-го, а поставлены на учет в 2019-м.

Если говорить о конкретных моделях, то в январе–марте в РТ были зарегистрированы две Nexia 2017 и 2018 г. в. (годом ранее — 104 авто). Другой продукции узбекского завода — Gentra, R2 или R4 — вообще не обнаружилось. Еще в начале 2018 года многие клиенты отметили сокращение выбора моделей и задержки с поставками авто. Фактически машины Ravon исчезли из большинства дилерских центров. Все из-за того, что руководство завода якобы потребовало поднять цены на экспортируемые автомобили (на старте продаж в России в 2016 году на них был установлен весьма привлекательный ценник), чтобы они были не дешевле продаваемых в Узбекистане. По информации «Российской газеты», авто должны были подорожать на 200 тысяч рублей или вовсе не поставляться. По состоянию на 2 мая ценники на все модели Ravon на российском сайте марки, как и в январе, находились в статусе «пересматривается».

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

РОССИЙСКОЕ НАСТУПЛЕНИЕ И ТАТАРСТАНСКИЙ «ФЕЙЛ» КОРЕЙЦЕВ

Второе место по абсолютным потерям оказался занял «корейский тигр» KIA, отминусовавший в Татарстане 11% до 1837 авто. Интересно, что в Казани самый востребованный иностранный бренд недосчитался всего лишь 4%, зафиксировав 707 регистраций. В федеральном же масштабе KIA даже приплюсовал к продажам символический 1% до почти 53 тыс. авто.

Второй год подряд в РТ теряет хватку бестселлер KIA Rio (-225 авто или 19%). Кто отжимает его долю в борьбе за звание «народный седан» ценового сегмента 600-750 тысяч рублей, понять несложно — привет АвтоВАЗу. Дилеры просят за прошлогодний Rio от 755 тыс. рублей, за свежий — на «десятку» больше. Самый доступный вариант с «автоматом» текущего г. в. обойдется уже на сотню дороже — в 865 тыс. рублей

И не только Rio включил заднюю. Снимавший сливки в 2017–2018 годах Sportage (1,375 и 1,39 млн за авто выпуска прошлого и текущего года) вдруг недосчитался 46 регистраций, ограничившись в первом квартале 259 авто. Серьезный провал продаж — у полноразмерного кроссовера Sorento. Его цена — от 1,8 и 1,84 млн за прошлогоднюю и свежую машину, вариант Prime — 1,97 и 2,0 млн соответственно.

Присоединился к отступающим и Ceed (1,03 млн и 1,06 млн). А эстафету у него перехватил обновленный Cerato, добравший в корейской линейке больше всех — плюс 34 до 115 авто. В зачет Cerato пошли как регистрации свежей модели ценой от 1,135 млн, так и предыдущего поколения — от 1,02 млн.

Второе место по абсолютному приросту «поголовья» осталось за стильным компактным кроссовером Soul стоимостью от 1,007 млн. Наконец, без устали укрепляет позиции бизнес-седан (конечно, это не E-Class, но тем не менее) Optima, ценник которого стартует от 1,345 млн.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

Из прочих моделей KIA выделим Stinger ценой от 2,075 млн. Погонять на этом стильном авто, пусть оно из-за приличной массы скорее выглядит спортивно, нежели ускоряется на деле, решили 22 татарстанца — на 15 человек больше, чем в АППГ.

И, наконец, прошлогодний дебютант, призванный потеснить представителей большой немецкой тройки в сегменте «нафаршированных» седанов. Заявляемая как представительский класс модель K900 (от 3,07 млн) нашла отклик в сердцах пяти автолюбителей из РТ, из них четверо — казанцы.

У напарника KIA по корейскому концерну дела шли немногим лучше. Hyundai недосчитался 10%, набрав 1470 регистраций по республике и получив «бронзу» нашего антирейтинга. Причем в Казани падение было даже чуть сильнее — минус 11% до 521 авто. И это, без сомнения, фиаско местных дилеров, ведь в среднем по России продажи Hyundai выросли на неслабые 7% до 41,4 тыс. авто.

Очередной кандидат в народные седаны Solaris теряет высоту второй год кряду, на этот раз лишившись 75 баллов с итоговыми 495 авто — а ведь в первом квартале 2017-го было почти вдвое больше. Цена Solaris, как и в январе, начинается от 730 тыс., но на сайте ТТС авто заявляется «в базе» от 695 тыс., хотя в наличии имеются только машины стоимостью от 746 тыс. рублей.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

Среди других «пузотерок» существенно упал интерес к Elantra (от 1,019 млн). И что точно нас неприятно удивило, так это падение спроса на Creta, захватившую в 2017-18 годах лидерство в секторе недорогих кроссоверов стоимостью до 1,1 млн рублей. Ценник бестселлера, от 947 тыс. рублей, с января не менялся, но все же это на 42 тысячи дороже октября, а стартовали продажи модели, помнится, с 750 тысяч. То есть, прибавка за пару лет составила 200 тыс. целковых или 27%. Может быть, Creta достигла личного ценового потолка, или же просто наскучила покупателям?

Также заметим, что если рейтинг KIA Optima ползет вверх, не зная усталости, то новая Sonata (от 1,33 млн) у Hyundai никак не может заполучить сопоставимую долю рынка, а теперь даже растеряла четыре балла, закончив квартал с 45 регистрациями.

Отдушиной для Hyundai стал заметно увеличившийся спрос на удачно обновленный кроссовер Tucsan, который все так же стоит от 1,44 млн.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

RENAULT ПОДВЕЛИ «ДУСЯ» И KAPTUR, А LOGAN ПОШЕЛ В РОСТ

Не удержался над поверхностью и следующий фаворит массового сегмента. Renault не попал на «призовой пьедестал» антирейтинга, но лишился 5% покупателей, оставшись с 1723 регистрациями по республике. В Казани демократичный «француз» потерял 8% до 609 авто. В кои веки среднероссийская динамика Renault оказалась еще хуже: минус 12% до 29,3 тыс. авто.

Слабейшим звеном бренда стал компактный кроссовер Kaptur, заинтересовавший в первом квартале только 355 автолюбителей — на 57 меньше, чем годом ранее. Минимальная цена авто за квартал не изменилась: 944 тыс. за «механику» и 995 тыс. с вариатором — да, в программу господдержки влезть будет сложновато. Напомним, что в 2016-м самая доступная комплектация Kaptur предлагалась от 859 тысяч: за два года подорожание составило 85 тыс. или 10% — значительно меньше, чем у той же Creta. Это снова наводит на мысль, что корейские игроки не прочь демпинговать при заходе модели на рынок, но ускоренным темпом поднимать цены на раскрученные хиты. Но надо также напомнить, что в первом квартале 2015 года, когда прайсы многих производителей улетели в космос вслед за валютным курсом, KIA и Hyundai смогли удержаться от заметного повышения цен.

Вернемся к Renault. Второй аутсайдер марки — опять же, кроссовер Duster с изначальной философией «4×4 для всех». С января по март в Татарстане зарегистрировали 417 «дусь» — на 55 меньше, чем за АППГ. Цена автомобиля с зимы подросла на 15 тыс. до 714 тысяч рублей за «механику» и на 21 тыс. до 1,033 млн за самый доступный «автомат». Напомним, что по итогам прошлого года оба популярных кроссовера Renault также потеряли часть поклонников, так что понижательный тренд последних кварталов продолжается. Поправит ли ситуацию анонсированная новинка Arkana?

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

Недосчитался 40 баллов Sandero, остановившийся на 516 поставленных на учет авто. Здесь в зачет идут как обычные хетчбэки («механика» — от 569 тыс., на 15 тыс. дороже января, «автомат» — от 738 тыс.), так и машины с повышенным клиренсом Stepway (728 и 799 тысяч рублей).

Зато французский представитель в «народном» сегменте, седан Logan ценой от 569 тыс., добавил к прошлогоднему результату 71 очка и внес в общую копилку бренда 421 балла — это его лучший результат с момента провала в 2015 году. На помощь обычной модели и тут пришла версия Stepway, но здесь ее стартовый ценник оказался заметно выше — от 685 тыс. за «механику» и от 775 тыс. за «автомат».

Резюмируем сказанное: Renault и Hyundai переживают очевидный спад продаж на татарстанском рынке, но все держатся не так уж далеко от прежних рекордных отметок.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

TOYOTA ПОД ПРЕССИНГОМ И АНТИРЕКОРД UAZ

Ничуть не почетное четвертое место по абсолютным потерям «завоевал» один из фетишей среднего класса. Спрос на Toyota в республике просел 19% до 576 авто, в Казани — на 9%. И это в то время как российские продажи крупнейшего японского автопроизводителя выросли на 5% до 21,6 тыс. авто.

Все «шлягеры» Toyota отступали под прессингом падающих доходов населения. Среднеразмерный кроссовер Rav4 (от 1,62 млн) лишился 59 очков и подошел к апрелю с 226 регистрациями, и снова спрос снижается второй год подряд. То ли конкуренты предлагают более сбалансированные в плане «цена-качество» варианты, то ли дело и впрямь в не совсем удачной внешности (так считают, в том числе, и многие комментаторы «БИЗНЕС Online»), но факт есть факт: бестселлер японцев стремительно теряет позиции.

Не помог Toyota хорошо стартовавший в прошлом году «счастливчик». Fortuner (от 2,17 млн) растерял половину прежних достижений, оставшись при 26 покупателях. Еще один хит продаж, легендарный Landcruiser Prado (от 2,5 млн) просел на четыре пункта до 99 баллов.

Ничуть не лучше шли дела у седанов. Потеснен корейской Optima экс-чемпион сегмента бизнес-седанов ценой 1,2-1,8 млн, Camry (от 1,57 млн). А только начавшая набирать обороты обновленная Corolla (от 1,17 млн) спикировала на 20 уровней до отметки в 31 авто.

Пары абзацев заслуживает и стремительное падение UAZ: минус 58 до 53 авто — абсолютного минимума за всю историю наших наблюдений, даже в провальном для большинства марок январе–марте 2015-го было продано 77 «уазиков». В Казани ульяновцы потеряли 32 балла с итогом в 13 авто, однако федеральные продажи отечественного бренда даже выросли на 4% до 7,7 тыс. авто. В такие моменты хочется задаться вопросом, кто вообще покупает эти не столь уж и дешевые авто, особенно после «ахового» краш-теста «Патриота» от авторитетного портала «АвтоРевю»? Рискнем предположить, что основной спрос тут держится на госзаказе силовых ведомств.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

В модельном разрезе динамика «УАЗа» выглядит так. Patriot (от 795 тыс.) — минус 33 до 31 авто; Pickup (от 805 тыс.) — минус 26 до 20 авто, а исключением из этого ряда стал Hunter (от 732 тыс.), который к предыдущему единственному покупателю приплюсовал еще одного.

Что ж, итоги первого квартала могли опечалить многих игроков. Сильнейшими разочарованиями стали продажи KIA Rio, Hyundai Solaris и Creta, Ford Focus и Kuga, Toyota Rav4. Впрочем, некоторые производители смогли подобрать ключ к кошелькам покупателей, которым угодили в своих сегментах Lada Granta и Vesta SW, VW Polo, KIA Optima, Skoda Kodiaq.

Безусловно, победа Lada в бюджетной нише и вытеснение «корейцев» — заслуга не только самого АвтоВАЗа с его новинками. После многомесячного падения реальных доходов покупатели стали тщательнее оценивать эффективность вложения буквально каждой тысячи рублей. Это же справедливо и для истории с победой KIA Optima над Toyota Camry. Можно утверждать, что в начале 2019-го актуальность для автопроизводителей сохраняет один из главных посткризисных принципов. Модель в своем сегменте должна четко уложиться в определенный рублевый бюджет; как только авто «выезжает» за верхнюю границу ценового диапазона, интерес к ней падает — покупатели не изыскивают дополнительные средства, как раньше, а ищут замену за эти же деньги.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

«FORD ПРОСТО ОШИБСЯ В СТРАТЕГИИ, ПОСТАВИЛ НЕ НА ТЕ МОДЕЛИ»

«БИЗНЕС Online» задал экспертам несколько вопросов. Чем обусловлена стагнация продаж новых авто по итогам первого квартала 2019-го? Смогут ли поддержать спрос стимулирующие госпрограммы? В чем главная причина растущих продаж Lada? И, напротив, почему падает спрос на авто таких брендов, как Renault, Chevrolet и Ford?

Азат Тимерханов — руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат»:

—  Стагнация продаж во многом связана с тем, что практически был выработан отложенный спрос, который сформировался за время кризиса. Да и нельзя забывать, что программы господдержки были возобновлены только с марта, а в январе — феврале действовали только на территории ДФО. Да, они смогли немного оживить рынок, но в этот раз эффекта от них будет меньше, т. к. объем денежных средств, направленных на эти программы, заметно меньше. Что касается брендов, которые выиграют от программ «Первый / Семейный автомобиль», то верхняя ценовая планка теперь 1 млн рублей (вместо 1,45 млн прежних), поэтому их бенефициарами являются LADA (весь модельный ряд попадает) и те марки, у которых есть модели стоимостью до 1 млн рублей, т. е. KIA, Hyundai, Renault, Volkswagen, Skoda, Datsun, Chevrolet, УАЗ.

Хотелось бы отдельно отметить заслуги АвтоВАЗа — компании действительно удалось создать современные автомобили (Vesta, XRAY, новая Granta) с неплохим соотношением «цена/качество». А в нынешних экономических условиях они выглядят еще привлекательнее в глазах потребителя.

У Renault просели продажи кроссоверов Duster (-19% в 1 квартале) и Kaptur (-18%). По сути, они проиграли конкуренцию Hyundai Creta, реализация которого по-прежнему растет (+6%). У Chevrolet — на рынке уже 17 лет присутствует одна модель, которая устарела как морально, так и конструктивно (Niva). Но благодаря невысокой цене и фактическому отсутствию конкурентов (разве что прародитель, Lada 4×4), она еще пользуется определенным спросом. По Ford ситуация следующая: компания просто ошиблась в стратегии, поставила не на те модели. Скорее всего, они были уверены, что россияне будут и дальше как горячие пирожки расхватывать Focus, но упустили настроения покупателей. Да и сам покупатель в нашей стране стал меняться — средний класс ужался, экономические условия ухудшались. Если другие, особенно корейцы, сделали ставку на бюджетные модели, то в Ford спохватились слишком поздно. По сути, когда рынок уже был поделен между двумя сегментами (B и SUV), они вывели свои такие модели (новая Fiesta и EcoSport). При этом сегмент С ужался настолько сильно, что Ford Focus стал непопулярен, тем более с новым ценником. Да и сама модель, если верить владельцам, с каждым поколением лучше не становилась.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

«VESTA СТАЛА УРАГАННЫМ ПРОДУКТОМ, ОСОБЕННО КОГДА ОБРОСЛА МОДИФИКАЦИЯМИ»

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— Снижение продаж автомобилей на российском рынке по итогам первого квартала 2019 года связана с отсутствием изменений в экономике. По идее, в этом году на авторынке уже должен реализовываться отложенный спрос. То есть те люди, которые на волне автомобильного бума 2012–2013 годов покупали автомобили в массовом порядке, должны их активно менять — машинам уже по 5-7 лет. Но люди продолжают ездить, потому что у них не хватает средств на покупку новой машины. Плюс добавляют негатив санкции. У нас есть сложности у среднего и крупного бизнеса, люди массово теряют работу или теряют доходы на разных уровнях — еще одна причина падения продаж. Осень может быть активней по продажам — она всегда лучше по статистике, чем весна. Кроме того, сравнивать кварталы одного года по отношению к другому не очень корректно, и по одному кварталу нехорошо делать прогноз на весь год. Все ждали некой подпитки спроса на машины в 2019 году, но его тоже не случилось. Оценки были в конце прошлого года довольно осторожные: оптимистичные до +10% по отношению к 2018 году, пессимистичные — рост около нуля, а средневзвешенный прогноз, которого и я придерживался, — +3,5-5%.

Программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» выигрышны для брендов, которые в них участвуют. Когда я обсуждал эти вопросы с замминистра промышленности и торговли Александром Морозовым и министром Денисом Мантуровым, то они подтверждали, что для государства эти программы выгодны. Все вложенные деньги возвращаются в виде налогов различного уровня. На стимулировании продаж государство ничего не теряет, но при этом стимулируются производство, трудоустройство и так далее. Возобновление программ поможет рынку, но они не имеют того объема, который был несколько лет назад.

Рост продаж Lada имеет несколько причин. Во-первых, всегда, когда ухудшается экономическая ситуация, у нас намечается отток покупателей среднего уровня. Если машину надо поменять, то человек вместо покупки того же Hyundai Solaris пересаживается на Lada Vesta. Во-вторых, наблюдается действительно рост качества. Vesta стала ураганным продуктом, особенно когда обросла разными модификациями — универсал, кросс, седан-кросс и так далее. Плюс не забываем появление Lada Vesta Sport, XRay, который, кстати, скоро получит вариатор. Появляется портфель модификаций, с которым «АвтоВАЗ» отлично попал в рынок.

В то же время падение Chevrolet объясняется отсутствием дешевых моделей. Падающий в продажах Ford просто не попал в рынок. Ford Focus 3 оказался не таким удачным, как Focus 2. С EcoSport история изначально была не очень удачная, и это было понятно. Fiesta — далеко не выдающийся автомобиль на фоне тех же корейцев. И вот так каждую модель берем и понимаем, что Ford проигрывал. Да, это можно компенсировать другими вещами, например, ценой. Но когда цена у тебя в рынке, а зачастую и выше, а машины ниже рынка как продукт, то результат будет плачевным. Но не стоит забывать, что Ford вложился: три производственных площадки — это тоже расходы. У того же Renault, несмотря на падение в первом квартале, будет все хорошо. У компании адекватный для нашей страны ряд: успешный Duster, неплохой Capture, сейчас выйдет новая Arkana — добротный, приятный в управлении и универсальный автомобиль с полным приводом. Свою долю рынка французы будут удерживать.

Но все же для повышения объема продаж нужно наращивать покупательскую способность населения. И я не думаю, что в ближайшее время случатся технологические и прочие прорывы, которые приведут к росту экономики, резкому увеличению производства и повышению доходов населения. У населения сейчас вопрос в другом «Где найти адекватную работу?», а не в покупке машин. Если у нас уже начинают ходить поезда с одним проводником на два вагона, который обслуживает их за те же деньги, о чем мы говорим?

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

«ЕСЛИ БЫ НЕ АВТОКРЕДИТОВАНИЕ, ПАДЕНИЕ ПРОДАЖ БЫЛО БЫ БОЛЕЕ ОЩУТИМЫМ»

Алексей Калачев — аналитик ГК «Финам»:

— Российский авторынок повторяет мировую тенденцию — стагнация в первом квартале наблюдалась в Европе, США и Китае. Мировое падение продаж отражает замедление экономического роста, но в России причиной стагнации становится отрицательный рост реальных доходов населения. Кроме того, в прошлом году активно стимулировали покупку автомобиля с помощью разных дотационных программ и снижения кредитных ставок, в этом года ставки выросли, а программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» ограничили по объемам. За счет дотационных программ выиграют все бренды, которые собирают автомобили в России, но власти сворачивают финансирование, так как сейчас стоит задача финансирования госпроектов. Не зря же увеличивают налоги, поднимают пенсионный возраст, сокращают инвестиционные программы — набивают «кубышку», чтобы потом начать ее делить. В 2019 году мы прогнозируем коридор от +5% до -3% по сравнению с прошлым годом. Для авторынка это будет хорошим результатом.  

Рост продаж бренда Lada больше всего связан с расширением модельного ряда, который приобрел современный вид и получил отличную начинку. То, что было заложено еще Бу Андерсеном и развито его преемниками, как раз сейчас дает отдачу. Новые модели Lada Vesta, XRay, Largus очень популярны у населения.

Renault, Chevrolet и Ford теряют рынок из-за ценового фактора. Они предлагали модели для среднего класса, который в России сокращается вслед за падением доходов населения. Им нужно было пересматривать ценовую политику, предлагая более демократичные модели. К тому же мода меняется, и если раньше было модно покупать Ford Focus, то теперь ему пришли на смену другие модели.

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

«Ураганная» LADA, отступление «корейских тигров» и роковая ошибка Ford

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector