Главная » Политика » Зачем челябинские эксперты рассуждают об украинских сериалах и выборах

Зачем челябинские эксперты рассуждают об украинских сериалах и выборах

Зачем челябинские эксперты рассуждают об украинских сериалах и выборах

Бодрияр – Жил, Бодрияр – Жив, Бодрияр – Будет Жить! Сериалы как формирующий фактор политики на постсоветском пространстве. По итогам выборов президента Украины, рассуждает региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций Андрей Лавров.

Главное событие прошедших выходных конечно выборы на Украине. Победа Зеленского сразу стала заметным явлением в истории мировой политики. Нет, актеры-президенты не редкость от Нерона до Рейгана, даже комики были. И то, что искусство зачастую влияет на политику не меньше чем политика на искусство, не ново. Но чтоб вот так. Буква в букву. Сыграл протестно-антиисеблишментского президента Украины – стал им. Сегодня в сериале, завтра в реале. Этакий апофеоз Бодрияра. Симулякр уже не просто подменяет реальность политической жизни (уж нам то это знакомо), он его прямо формирует.

На самом деле совпадение сценариев популярных сериалов, и сценариев реальной политики объясняется просто. Источник у них один – мифы, запросы, комплексы и чаяния общественного сознания. А художники как всегда чувствуют их гораздо ярче и раньше. Ну и конечно, «после» не следует «потому что». Однако задуматься стоит.

Как-то так (явно неслучайно) случилось что наш массовый зритель за последнее время с интересом и судя по рейтингам с удовольствием посмотрел минимум 3 русскоязычных политическо-юмористических сериала. У меня последовательность просмотра выстроилась так. «Домашний арест», «Год культуры», «Слуга народа». Причем наши сериалы и «ихий» принципиально отличны. И дело не в развитии авантюрных линий, хохмочках и примочках. Дело в базовых антропологических установках продюсеров и режиссеров.

Зачем челябинские эксперты рассуждают об украинских сериалах и выборах

Понятно, что все 3 сериала есть результат настигшей восточную Европу мировой антиистиблишментской волны. До населения, как и 100 лет назад в первой четверти 20 века дошли элементарные мысли Макиавелли и Парето. Основная цель завоевавших власть элит – ее сохранение для организации максимально эффективного процесса эксплуатации ресурсов и населения контролируемой территории.

Когда я говорю настигшей, это не значит, что наша волна нечто привнесенное и не имеет глубинных внутренних корней и предпосылок. Что-что, а по уровню шариковщины, наглости беспринципности и презрения к обираемым туземцам, постсоветские элиты дадут 100 очков элитариям стран традиционной демократии. Да и не только. Что мы хотим поколение первоначального накопления капитала с их офигевшими от того, что им нечего больше хотеть, детьми.

Все это на волне роста уровня эксплуатации и социального неравенства не могло не породить искренней «любви» электората к своим слугам. Вплоть до того, что приходится принимать законы запрещающие эту «любовь» публично высказывать.

Сериалы, ставшее для нас важнейшим из видов искусств, разумеется оседлали эту тему. Причем, если у них там такие серьезные «карточные домики», то у нас на постсоветских просторах все преимущественно в виде фарса. Наверное, это единственный способ смотреть на определяющую действительность без слез. Итак, и у украинцев, и у нас один жанр. Но сколь разнятся художественные методики.

У нас этакий российский критический реализм и безнадега. Положительных персонажей, не считая девочек главного героя (но это уж законы жанра), почитай, и вовсе нет. Человек «из народа» дай ему дорваться до власти враз становится точно таким же как все эти вороватые чинуши. Да что значит становится? Он всегда такой. Это его природа. Да и нам ли не знать – нет тирана страшней чем бывший раб. В осадке ощущения как после пьес Островского. Мир населен в лучшем случае беспринципными, часто весьма обаятельными ловчилами, а ля Остап Бендер наконец-то переквалифицировавшийся в управдомы, в худшем упырями и породившей их биомассой. Волки и овцы. Занавес.

У украинцев – наивный сентиментализм с верой в непорочность и чистоту простого человека. А ля Григорий Сковорода и Руссо и русские романтические социалисты 19 века. Возможно, в силу долгого отсутствия собственной государственности, слишком просто объявить виноватыми ляхов или москалей. Мол это все наносное. А вот душа народа – она белая и пушистая. Потому только дайте власть простым людям, и уж они то будут печься исключительно о благе Великой Украины и ее жителях. Коррупцию и гниль победить легко, потому что честных чиновников среди ваших одноклассников, хоть сачком лови. А уж там и до царства разума и света – недалеко. Надо только избрать правильного человека.

Этакая юношеская наивность. Боюсь правда, что избрание Зеленского, а еще более его правление ускорят переход украинского общественного сознания к более взрослым формам художественного осмысления политики.

Зачем челябинские эксперты рассуждают об украинских сериалах и выборах

P.S. При всем при этом одного у украинской политической и художественной жизни не отнять. Она витальна. А они живые. И кроме слегка скептичного «молодо зелено», их практики порождают легкую горечь зависти и сожаленья по тем временам, когда деревья были большими. И, конечно, надежду на то, что нынешняя весна принесет молодое и освежающее дуновение жизни и в застоявшуюся атмосферу южноуральской политики.

Источник

Прокрутить до верха
Adblock detector